Ви є тут

Роль качества общего образования в социализации учащихся

Автор: 
Денисенко Людмила Ивановна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192780
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования социализации личности
1.1. Понятие социализации и ее особенности в школьный
период развития личности..............................................12
1.2. Механизмы социализации на школьном этапе развития личности..............................................................46
1.3. Качество общего образования как фактор социализации личности..............................................................69
Глава II. Мониторинговые исследования качества общего образования
2.1. Социально-педагогический мониторинг как инструмент оценки качества образования..................................................93
2.2. Качество общего образования в результатах социальнопедагогического мониторинга..........................................121
Заключение...........................................................146
Список литературы....................................................154
Приложения...........................................................164
Введение
Актуальность темы исследования. Актуальность изучения процесса социализации, факторов, на него влияющих, обусловлена, прежде всего, значимостью его в эволюции человеческого общества. Развитие социума опосредовано непрерывной сменой поколений. Специфический для вида Homo sapiens механизм социальной памяти обеспечивает накопление опыта, служащего материалом выработки программ совершенствования всех общественных функций. Однако это накопление идет не механически^ опосредуясь нарастающим усложнением самого субъекта познания'мира. Изменение, применительно к новой среде, новым принципам ее познания и преобразования, для индивида ограничено целостностью личности при всей ее гибкости и потенциальных возможностях эволюции.
Отсюда, в современных условиях возрастает роль образования как социального института, основной функцией которого является социализация личности к постоянно изменяющимся условиям и требованиям общества. Особое значение в этом процессе играет система общего образования, которая отличается массовостью включения в образовательный процесс всех социальных слоев и групп на том этапе жизненного пути, когда формируются базовые социальные характеристики и ценностно-мотивационные структуры личности.
В условиях перехода к информационному обществу важнейшей тенденцией становится повышение роли не просто массового, а качественного образования, выдвижение его одним из главных ресурсов мобильности, адаптабельно-сти, обретения социального капитала личности.
Современное состояние проблемы качества образования отражает усиливающееся противоречие между, с одной стороны, возрастающими требованиями общества к нравственности и интеллекту человека, его способности к проектированию, прогнозированию и, с другой стороны, фактическим уровнем образования и развития выпускников образовательных учреждений. А он, этот фактический уровень, часто оказывается ниже современных требований, что усиливает тенден-
ции личности к обществу, которое само формирует требования к своим членам. Такой подход может быть определен как субъект-объектный. В свое время, решая проблемы развития личности, еще французский социолог О.Конт отдавал приоритет обществу и ставил задачу подчинения индивидуального общественному. К представителям этого подхода могут быть отнесены также
Э.Дюркгейм иТ.Парсонс.
В предложенной Т.Парсонсом концепции социализации особое внимание уделяется обществу, которое обретает устойчивость благодаря саморегуляции, функциональной взаимообусловленности всех процессов, посредством интеграции мотивов социального поведения1. Основным механизмом такой интеграции Т. Парсонс называет процесс усвоения социальных ролей через нормативные культурные стандарты. Гармонизация ролей осуществляется через систему социального контроля.
Особое значение автором придается автором интериоризации индивидом социально признанных систем ценностей. Именно на основе их усвоения большинством общества обеспечивается его стабильность, эффективное функционирование всех элементов социальной структуры. Именно культура выступает в качестве своеобразного посредника между личностью и социальной системой.
Исследователи истории становления концепции социализации в России отмечают, что именно парсоновский подход без указаний на это доминирует в
л
советском обществоведении вплоть до конца семидесятых годов .
Включение в человеческую культуру составляет главное содержание процесса социализации для Л.С.Выготского3. Б.Д.Парыгин пишет об освоении индивидом определенных ролей и функций4. И.С.Кон трактует создание личности как усвоение индивидом социального опыта5. Это свидетельствует не только о более высокой, чем иногда принято считать, степени интегрированности
1 Парсонс Т. Обучение социально-ролевым ожиданиям и механизмы социализации мотивации // Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002. С. 303-359.
2 См. Яковлев Л.С. Инвайронментальные механизмы социализации: структурация жизненных пространств. Саратов, 1997.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр.соч. В 6 т. Т. 3 М., 1983.
4 Парыгин Б.Д Социальная психология как наука. Л., 1967. С.123-124.
5 Кон И.С. Социология личности. М., 1967; Кон И.С. Открытие «Я». М., 1987.
российской науки советского периода в мировую, но и о наличии единой направленности научного поиска, обусловленной общностью подхода к объекту, диктуемой самой его сущностью, безотносительно к принимаемым исследователями идеологическим посылкам.
Как дополнительная этой парадигме, продолжает существовать и развиваться другая, традиционно именуемая гуманистической. В двадцатом столетии она связана, прежде всего, с развитием идей Ф.Знанецкого, В.Адлера, А.Щюца, Э.Фромма, А.Маслоу, К.Роджерса.
У.Томас и Ф.Знанецкий выдвинули положение о том, что социальные явления и процессы необходимо рассматривать как результат сознательной деятельности людей1. Изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включенных в эти ситуации, то есть рассматривать их как субъекты социальной жизни. Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, то есть проявляет свою субъектность (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие).
Представители второго подхода, который можно назвать «субъект-субъектным», утверждают, что человек активен в процессе социализации, которая, наряду с адаптационными процессами, включает в себя и активную субъектную позицию самого человека, его влияние на общество, свои жизненные обстоятельства Основоположниками этого субъект-субъектного подхода можно назвать Ч.Кули и Дж.Г.Мида.
В теории Дж.Г.Мида основной акцент сделан на изучении внутреннего мышления, определяющего черту человечности. «Я» - часть личности индивида, складывающаяся из самосознания и образа «Я», рассматривается Дж.Г.Мидом как продукт социального опыта. Оно не является частью организма и отсутствует при рождении. Мид отрицал идею, что личность направляется
1 Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль. М., 1994.