Ви є тут

Специфика устойчивого развития северных регионов : На материалах Ямало-Ненецкого автономного округа

Автор: 
Сайфитдинов Фуат Ганеевич
Тип роботи: 
На материалах Ямало-Ненецкого автономного округа
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
204
Артикул:
192380
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение.............................................................3
Глава 1. Методологические основы исследования устойчивости региональных систем..................................................14
1.1. Условия и факторы устойчивости региональных систем.;............14
1.2. Общие закономерности и региональные особенности устойчивого развития северных территорий.........................................33
1.3. Субъективный фактор устойчивости региональных систем............43
1.4. Проблема рефлексивного управления устойчивым развитием Арктической зоны.....................................................55
Глава 2. Факторы структурной устойчивости в региональном развитии ЯНАО.................................................................77
2.1. Социально-экономические факторы устойчивого развития ЯНАО 78
2.2. Социокультурная подсистема и ее роль в развитии регионального социума.............................................................100
2.3. Управленческая подсистема как синтезирующий субъект и гарант устойчивого развития региона........................................123
2.4. Основы концепции рефлексивного устойчивого развития ЯНАО 135
Заключение.........................................................151
Библиографический список...........................................156
Приложения.........................................................175
»
2
Введение
Актуальность проблемы устойчивости регионального развития обусловлена сложной ситуацией в стране. Россия только начинает преодолевать кризис, в ней сохраняются элементы нового и старого, собственно развитие охватывает лишь некоторые сферы производства. Это актуализирует необходимость теоретического анализа транформационных процессов, тем более что практика реформ убеждает в слабой эффективности заимствования чужого опыта без соответствующего теоретического осмысления. В обобщении нуждается и собственно российский опыт обеспечения устойчивости развития1.
Следует отметить, что концепция перехода на путь устойчивого развития (принята на Всемирной конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г.) реализовалась в правительственном проекте «Концепция перехода России на модель устойчивого развития», однако основные положения достаточно неопределенные, слабо обозначена цель развития и пути ее достижения.
Особое значение проблема устойчивости имеет для процессов регионализации общественной жизни страны, которые проявляются в возрастающей субъектности, обретении территориями реального социально-экономического статуса и соответствующих возможностей оптимального развития. Государственная региональная политика еще не основывается на органическом соединении интересов государства и территориальной общности, что является фактором неустойчивости трансформационных процессов.
Свои специфические проблемы стоят перед регионами Севера и Приполярья. Наличие громадных природных богатств обуславливаете одной стороны^ экономический интерес государства, а с другой предопределили на
1 Существует мнение, что если в ближайшие 40 лет не будет достигнут успех в реализации устойчивого развития, то деградация окружающей среды и сокращение производства приведут к распаду общества (Браун Л.Р. На пороге нехватки продовольствия //Открытая политика. - 1997. -№ 4).
Интересная точка зрения представлена А.Д. Богатуровым и A.B. Виноградовым в статье «Равноположенное развитие во внутренней и внешней политике». Они вводят понятие «конгломеративные» общества, для которых ... «характерно длительное сосуществование и устойчивое воспроизводство пластов разнородных моделеобразующих элементов и основанных на них отношений. Эти пласты образуют внутри общества отдельные анклавы, эффективность организованности которых позволяет анклавам выживать в рамках обрамляющего общества - конгломерата, сохраняя между собой неизменные или мало изменяющиеся пропорции»7. Анклавы не обязательно являются чем-то отжившим, они могут представлять и новации.
Как считают авторы статьи, конгломеративность тоже воплощает единство и определенную целостность, но это соединение разносущностей, а не слитность в однородности; это единство через со-развитие разного, а не через слияние в одинаковом. «Каждый анклав в конгломерате автономно воспроизводит свой тип отношений - в этом они с позиций общества в целом «не-системны». Но анклавы взаимодействуют между собой, вступают в отношения, которые с позиций всего общества можно назвать «системными» - с чем и связано допущение в комбинированном, «системно-несистемном» типе организации в конгломерате»8.
Предложенная А.Д. Богатуровым и A.B. Виноградовым схема выглядит привлекательно. Согласно ей конгломеративные общества взаимодействуют с потоком модернизирующих импульсов и по спирали, и линейно: по спирали на внутриобщественном уровне, и отчасти линейно - во взаимоотношениях с воздействиями внешней среды. Каждый анклав развивается одновременно и в своем собственном, «параллельном» времени, и в «оплетающем» его временном потоке, в который «вписан» весь конгломерат. Общество может, с одной стороны, воспринимать новации
7 Богатуров Д., Виноградов A.B. Равноположенное развитие во внутренней и международной
политике //Политическая наука в России. - М., 2000. - С. 371.
8. Там же, С. 373.
каждым анклавом в отдельности и постепенно в целом увеличивать в себе присутствие инновационного содержания, а с другой - сохранять стабильной свою внутреннюю структуру, то есть типичные для общества соотношения между «порознь обновившимися» анклавами. Характерно, что развитие ЯНАО вписывается в эти основные закономерности развития и обладает необходимыми признаками анклава как специфического вида региона. Значимы все три вышеуказанные общие характеристики (удаленность территории, социокультурные особенности, специфика экономической жизни). На территории ЯНАО происходит встреча традиционной и индустриальной культур, психологии обживания и освоения, добывающей и производящей экономик и т. д. Принцип анклава, по нашему мнению создает предпосылки для анализа жизнедеятельности округа как органического целого и тем самым преодолеть встречающиеся узкоэкономический и вопроизводственный подходы к региональному развитию.
Подчеркнем еще раз дискуссионность принципа анклава, необходимость его дальнейшего осмысления и проработки. Хотелось бы также отметить, что конгломеративность развивается по принципу дополнительности и может быть осмыслена в региональном аспекте. Если рассматривать Россию как «мир миров», как структурированное экономически и политически многообразное социокультурное пространство, то его развитие предстает единством в многообразии или через многообразие.
Новое звучание получает и тезис о необходимости учитывать региональное своеобразие, выраженное в природно-климатических условиях, в этнокультурных характеристиках. Это не есть нечто вторичное, добавочное к основным сущностным (общим) определениям региональной жизни. Своеобразие есть конкретное выражение сущности из которого и надо исходить при определении параметров развития. Исчезает имманентно заложенное в сознании управленцев стремление к однородности.
Становясь парадигмой цивилизационных изменений, концепция устойчивости переходит от абстрактного к конкретному уровню, начинает