Ви є тут

Профессиональная социализация студентов в вузе: условия и процессы реализации функции

Автор: 
Студеникина Елена Станиславовна
Тип роботи: 
условия и процессы реализации функции
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
139
Артикул:
192147
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение
1 Теоретико-методологические подходы к исследованию процессов профессиональной социализации студентов в вузе
1.1 Институт высшего образования как система социальных функций
1.2 Профессиональная социализация как ведущая функция высшего образования
1.3 Проблема оценки эффективности профессиональной социализации в вузе
2 Конкретно-социологический анализ процессов профессиональной социализации студентов в вузе
2.1 Отражение функции профессиональной социализации в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования: анализ документов
2.2 Проблемы профессиональной социализации вузовских студентов: анализ материалов исследований
Заключение
Список использованных источников и литературы
?
Приложение
Введение
Актуальность темы исследования
Процесс реформирования высшей школы, проходящий в нашей стране, обусловлен в первую очередь потребностью перехода к современному качественному профессиональному образованию, соответствующего актуальным и перспективным потребностям личности, общества и г осударства. Среди многочисленных функций вузов профессиональная социализация молодежи является одной из ведущих. За последние два десятилетия в системе российского образования произошли существенные изменения: отказ от планового выпуска и распределения студентов, ориентированного на потребности экономики, стихийное перераспределение объемов подготовки специалистов в различных отраслях (ориентируясь на спрос со стороны абитуриентов и их семей), появление массы негосударственных вузов и обострение связанной с этим проблемы стандартизации подготовки.
Развитие системы высшего образования в постсоветский период шло экстенсивно: появлялись новые специальности, увеличивались наборы в вузы и их многочисленные филиалы, в том числе на договорную форму обучения. При этом качество общего среднего образования (и, соответственно, уровень подготовки абитуриентов) оставляло желать лучшего.
Присоединение Российской Федерации к общеевропейским процессам в сфере образования и подписание Болонской декларации, с одной стороны определяют перспективы развития отечественных вузов, с другой стороны создают ряд проблем, связанных с необходимостью переструктурирования деятельности высшей школы и желанием сохранить фундаментальность российского образования.
Параллельно с изменениями в системе высшего образования, в нашей стране преобразовывалась и экономическая система общества, в частности, сфера занятости. За последние годы появилось много профессий, подготовка к которым системой высшего образования еще 10-15 лет назад не
3
«идентификационного подхода» показателем успешной социализации в вузе будет являться сформировавшаяся профессиональная идентичность, осознание своей принадлежности к профессиональной группе и разделение ее норм и ценностей.
4. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования является одним из наиболее значимых нормативных документов, регламентирующим подготовку специалистов, и большинство функций высшего образования находит в нем свое отражение; лучше всего в стандартах представлены личностно-значимые функции (социокультурная, престижная, гуманистическая, коммуникативная, получение профессии, социальная мобильность). Стандарты регламентируют процесс профессиональной социализации и условия, необходимые для его организации в конкретном учебном заведении. Включение российских вузов в Болонский процесс предполагает переход к модели оценки специалистов на основе компетентностного подхода. Это позволит более четко структурировать и привести к единому образцу требования, предъявляемые к специалисту с высшим образованием вне зависимости от сферы его деятельности. В ныне действующих ГОС ВПО многие значимые компетенции обозначены в квалификационных характеристиках специалиста.
5. Обобщение и анализ проводимых исследований профессиональной социализации в вузе, позволяет сгруппировать их в три направления. Во-первых, это изучение представлений студентов о качестве образования и мнение выпускников вуза о результате обучения. Во-вторых, исследование мнений преподавателей о «качественном образовании», так как именно преподаватели транслируют и воплощают свои «идеальные модели» профессионала в процессе обучения. В-третьих, исследователей интересует мнение работодателей (как одного из потребителей). Изучаются их представления о желаемых качествах работника и удовлетворенность реальной подготовкой выпускников вузов. Результаты исследований демонстрируют сохранение рассогласованности требований работодателей и представлений
12
студентов и части преподавателей о «качественном» образовании. Отчасти это объясняется тем, что представители вуза оценивают процесс обучения, а работодатели - его результат. Согласно результатам проведенного автором исследования, от обучения в вузе студенты ожидают получение специальности и профессиональных знаний, также важным для них является получение диплома и возможность претендовать на хорошую работу и достойное место в обществе после окончания высшей школы. Кроме того, обучение позволяет расширить жизненный опыт и дает навыки общения. Проведенный опрос краснодарских студентов позволяет говорить о том, что в период вузовского обучения у них преобладает идентичность с учебным коллективом и студенчеством как социальной группой, и параллельно закладываются предпосылки для четкого осознания себя как специалиста того или иного профиля, то есть формируется профессиональная идентичность.
Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы
Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для организации управленческой деятельности в сфере высшего образования, в частности для формулирования стратегии вуза в сфере профессиональной социализации студентов, определении перспективных направлений работы по совершенствованию системы оценки качества образования. Материалы работы могут быть использованы в преподавании курсов «Социология образования» и «Социология молодежи» в вузах.
Апробация работы. Диссертация прошла обсуждение на кафедре социологии Кубанского государственного университета и рекомендована к защите. Основные положения и выводы диссертации докладывались и обсуждались на I Всероссийском социологическом конгрессе (Санкт-Петербург, 2000), Всероссийском научно-методическом семинаре «Новый социальный порядок в России: основные черты и способы становления» (Краснодар, 2001), Всероссийской научно-практической конференции «Образование и молодежная политика в современной России» (Санкт-Петербург, 2002), III Всероссийской научной конференции «Социальный
13