Ви є тут

Социальные проблемы формирования и развития университетского студенчества : На материалах социологического исследования регионального университета

Автор: 
Флюгов Сергей Николаевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
276492
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение
Гл. 1 Теоретические предпосылки социологического исследования университетского студенчества
1.1 Определение места студенчества в социальной
структуре российского общества
1.2 Социальные процессы формирования контингента
университетского студенчества
1.3 Выводы
Гл. 2 Динамика образа жизни студенчества
2.1 Социальные детерминанты образовательной деятельности и профессионализации
2.2 Социальные противоречия внеучебной деятельности
2.3 Социальные факторы здоровья студентов
2.4 Выводы Заключение Библиография Приложения
1. Показатели типичности Новгородской области
2. Социально-политические принципы формирования контин-
гента студентов вузов
3. Фрагмент Отчета о социологическом исследовании «Образо
ватсльныс потребности населения и возможности их удов летворения подразделениями Новгородского государствен ного университета»
4. Статистические таблицы
Глава 1. Теоретические предпосылки социологического исследования университетского студенчества
1.1. Определение места студенчества в социальной структуре российского общества
Социальная сущность молодежи и реалии ее социального бытия в значительной степени обусловлены целым комплексом социальных факторов, предопределяющих положение молодых людей в структуре населения, в системе расселения и занятости, в системе доступа к экономическим, политическим и культурным ресурсам в обществе11.
Университетское студенчество представляет собой сегодня большую часть учащейся молодежи. Его отличительными чертами являются принадлежность к гражданским открытым учреждениям высшего профессионального образования всех форм собственности. Университетское студенчество не являет собой сегодня зеркального отражения социально-экономической структуры населения. Оно в большей степени представляет средние и высшие слои этой структуры. Образовательный процесс в университете характеризуется культурной открытостью, академическими приоритетами, основательной опорой на гуманитарный комплекс знаний, сочетающийся с фундаментальной научной и самой современной профессиональной подготовкой.
Обобщенный социально-статусный портрет студенчества, применительно к нескольким десятилетиям советской эпохи, определялся следующими основными «контурными» чертами.
1. Вузовское студенчество как социальная группа в значительной степени являлась открытой для выходцев из различных поселенческих,
11 Социология молодежи / Под ред. В. Т. Лисовского. - СПб., 1996.
профессиональных, этнических групп и экономических слоев советского и российского общества.
2. Студенчество формировалось преимущественно на основе отбора абитуриешгов по когнитивным критериям. Однако, на стадии подготовки к вступительным экзаменам для «рабочей» молодежи из города и села создавались дополнительные благоприятные условия (годичные очные подготовительные курсы в стенах вуза, с экономической поддержкой слушателей этих курсов в виде государственной стипендии)12.
3. Большинство представителей студенчества жило в схожих социальных условиях, детерминированных следующими факторами:
а) обязательность посещения всеми студентами учебных занятий в вузе в соответствии с расписанием и графиком учебного процесса;
б) достаточно высокий для удовлетворения базовых потребностей молодых людей уровень государственной стипендиальной поддержки, являвшейся сильным стимулом к хорошей учебе для большинства;
в) широкая обеспеченность студенчества «коммунальными» условиями и благами жизни - библиотеками, общежитиями, дешевым питанием в столовых, льготами на проезд в общественном транспорте и т. д.;
г) сквозным характером молодежной общественно-политической организации студенчества - ВЛКСМ, опиравшегося на господствующую в обществе политическую идеологию и коллективистскую мораль, создававшего условия для социальной интеграции и широкие возможности
12 Правда, этот отбор не исключал в полной мере случаи «партикулярного» отношения со стороны экзаменаторов к абитуриентам и позже ППС - к студентам. Понятие «рабочий» применялось при зачислении по формальному критерию - наличию справки о должности по месту работы и продолжительности рабочего стажа.