СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ГУМАНИТАРНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ...............................................14
1.1. Социальная адаптация гуманитарной интеллигенции как социологическая проблема....................................14
1.2. Социальные условия изменения статуса гуманитарной интеллигенции в
современном российском обществе.............................47
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИИ АДАПТАЦИИ ГУМАНИТАРНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ СОЦИУМЕ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НА МАТЕРИАЛАХ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ....................81
2.1. Адаптация гуманитарной интеллигенции в профессиональной и социально-экономической сферах..............................81
2.2. Социально-политическая адаптация гуманитарной интеллигенции
региона и ее гражданские позиции...........................107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................144
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...................................148
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................163
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Российские реформы конца XX - начала XXI веков способствовали коренным изменениям структуры общества, в ходе которых одни социальные группы перешли в новый статус, другие исчезли, слившись с более устойчивыми общностями; третьи - к которым относится гуманитарная интеллигенция - все еще находятся в состоянии адаптации к новым условиям.
В последнее десятилетие численность россиян, имеющих высшее образование, в том числе гуманитарное, значительно увеличилась. По сравнению с концом 90-х годов XX века, доля россиян, имеющих высшее образование, возросла более чем в полтора раза. Однако рост численности высокообразованного слоя не означает улучшения его положения в иерархической структуре общества. Трудности в социальной адаптации интеллигенции во многом связаны с недостаточным вниманием федеральных и региональных органов управления к этой проблеме.
Социальная адаптация гуманитарной интеллигенции осложняется неравномерностью развития профессиональных сфер. Среди гуманитарных отраслей положительной динамикой доходов и числа занятых специалистов выделяются здравоохранение и социальное обеспечение; образование и наука относятся к конструктивным сферам, не приносящим высокого дохода; для учреждений культуры характерны нисходящая мобильность занятых и социальное положение, переходящее в маргинальность. Дифференциация условий труда и жизни снижает общую адаптированность и эффективность выполнения гуманитариями социальных функций - обеспечения культурной целостности социума, хранения и передачи новым поколениям символического капитала.
Адаптация гуманитарной интеллигенции к рыночной экономике сопровождается усилением состояния отчуждения и кризиса идентичности. Наметившаяся тенденция преобразования интеллигенции в «наемных интеллектуалов» более характерна для технических специалистов;
разными результатами; Парк выразил их с помощью следующих понятий; «подчинение», «компромисс», «аккомодация».
Подчинение «новым нормам», обычаям или правилам может быть осознанным и неосознанным, но в жизни социальных субъектов оно встречается более часто, чем неповиновение. Р. Парк отмечает, что «итогом адаптаций и аккомодаций, поддерживаемых борьбой за существование, является состояние относительного равновесия среди конкурирующих видов» [100, с. 497]. Ученый обращает внимание на важный фактор, определяющий итог и уровень этого равновесия: возникающие в ходе адаптации социальные типы «обусловлены конкуренцией, которая чаще всего связана с профессией» [ 100, с. 414].
Датьнейшее развитие теории адаптации происходило в рамках структурного функционализма. Один из ведущих представителей этого направления Т. Парсонс отмечал, что адаптация - это вещественноэнергетическое взаимодействие с внешней средой, функциональное условие существования социальной системы. В процессе адаптации важную роль играют «функциональные системные проблемы»: проблема «распределения» (ресурсов, ценностных объектов) и проблема «интеграции» (возможной координации разных частей системы). В работе «Социальная система» Т. Парсонс раскрыл суть адаптации в контексте самоорганизующейся системы. Успешность этой системы ученый определял тремя факторами: 1) наличие символических механизмов регуляции человеческого поведения (язык, ценности, интересы); 2) зависимость индивидуального действия от общепринятых норм рынка труда; 3) определенная независимость субъекта в своих действиях от условий среды и одновременная его зависимость от персональных «определений ситуации» [101, с. 121-122].
Любая социальная система (личность, группа, институт) имеет несколько осей ориентации своего функционирования: внешнюю,
внутреннюю, инструментальную и консуматорную. Ориентация системы на приоритетное выполнение задач конкретной оси предопределяет характер
18
адаптационных стратегий. В своих работах Т. Парсонс подчеркивает, что оси ориентаций системы постоянно пересекаются, вследствие чего могут возникать системные (комплексные) образования: целедостижсние при помощи инструментальных процессов и консумаций, поддержание гармоничного социального мира за счет учета состояния внешних и внутренних объектов.
Адаптация, согласно концепции Т. Парсонса, зависит от комплекса причин и может выполнять разные функции: поддержания равновесия, приспособления к окружающей среде, контроля над нею. Структуру фундамента социальной адаптации составляют ценности, нормы, роли и коллективы. При помощи этих компонентов адаптационная стратегия должна обязательно обеспечивать функциональную дееспособность системы, достижение ведущих ее целей в условиях изменившейся экономики, а также, связь с политическим управлением и сохранением культурных образцов. Адаптация при этом, настаивал Т. Парсонс, должна рассматриваться в качестве «результирующего состояния и достижения согласия в стратифицированном обществе» [102, с. 38]. Повышение адаптивной способности индивида или группы означает расширение выбора ресурсов социальными структурами, освобождение от ограничений, которые существовали у предшественников, но с учетом эффективных социальных норм.
Продолжая традиции структурного функционализма, Р. Мертон исследовал проблемы социальной адаптации в контексте дисфункциональности общества, ведущей к повышению социального напряжения. Рассматривая проблему индивидуальной адаптации, он подчеркивал, что аномия актуализирует адаптационные процессы и усиливает рассогласование между разными элементами ценностнонормативной системы общества, между культурно предписанными целями и институциональными средствами их достижения. Мертон проанализировал характер отношений между нормами, ролями, статусами, ценностями и способами адаптации. В условиях аномии эти отношения могут быть как
19
- Київ+380960830922