Ви є тут

Расслоение молодежи в условиях формирования многомерного социального пространства России

Автор: 
Панова Елена Вячеславовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Артикул:
192114
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РАССЛОЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 17
1.1. Концептуальные подходы к изучению феномена социального расслоения: от линейного к пространственному видению проблемы 17
1.2. Молодежь как социально-слоевая группа 47
2. ОСОБЕННОСТИ РАССЛОЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ КАК МНОГОМЕРНОМ СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 81
2.1. Основные критерии и направления процесса социального расслоения молодежи в российском обществе 81
2.2. Расслоение молодежи между городом и селом как специфическими формами организации социального пространства 126
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 168
ПРИЛОЖЕНИЕ 187
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Изучение проблемы расслоения молодежи приобретает особое значение в условиях трансформации современного российского общества и его основных сфер, когда под влиянием новых доминантных критериев социальной дифференциации и их комбинации происходят усложнение социума, изменение положения основных социальных групп и качественного их состава.
Сложность определения статусной позиции для отечественной молодежи в настоящее время обусловлена формированием
многомерного социального пространства современного общества,
спецификой протекания самого процесса расслоения в различных социальных подпространствах (полях) и их наложении друг на друга. Это позволяет фиксировать наличие в обществе множества слоев и прослоек внутри данной социально-демографической [руипы, не всегда возможных для представления в виде иерархической структуры относительно одного критерия.
Социальное расслоение молодежи в современной России, на этапе жизненного старта в сильной степени детерминированное ресурсными возможностями родительской семьи, проявляется в различиях в объеме потребления, уровне доходов, образования, профессионально-должностном статусе, формах политической активности, выборе досуговой деятельности, общественных настроениях, притязаниях, ориентациях, системе духовных ценностей и др. Процесс расслоения описывается сегодня комплексом
взаимосвязанных критериев и индикаторов, выделяемых в каждом из
социальных подпространств при их наложении, что в конечном итоге позволяет определить общий совокупный статус молодых индивидов.
Наряду с этим при анализе феномена социального расслоения молодежи в современном российском обществе важное значение для
3
перерастет в концепцию приоритетных критериев стратификации, когда на разных этапах развития обществ доминируют различные факторы стратообразования, а также признается значение монополии на социальную функцию общественного управления и дифференцируются роли социальных субъектов в системе политических влияний на развитие сообществ 1.
Далеко не все социологи конфликтологического направления рассматривали модель классового конфликта как противоположность модели социальной гармонии и справедливости. В концепции Р. Дарендорфа классы становятся аналитической категорией, отражающей распределение власти и авторитета между социальными группами. Отношения групп неизбежно принимают дихотомический характер господства и подчинения. Поскольку власть и авторитет являются дефицитным ресурсом, борьба за них приобретает форму конфликта.
Р. Дарендорф определял конфликт как неизбежный результат всякой системы управления, любой иерархически организованной системы. В основе классовой стратификации лежит дифференциация в распределении власти, а отношения собственности - частный случай такого распределения. Разграничивая понятия классовой структуры и стратификации, он отмечал, что «класс - это всегда категория для целей анализа динамики социального конфликта и его структурных корней, и поэтому может быть четко отделен от страты как категории для описания иерархических систем в данный момент» 2.
Другие социологи среди критериев класса выделяли такие признаки, как общая позиция в экономическом способе производства; специфический образ жизни; конфликтные и враждебные отношения с другими классами; социальные отношения и общность, выходящие за
1 См.: Райт Э., Перрон В. Марксистские классовые категории и неравенство доходов. Классы и массы. -М., 1978.
2 Dahrendorf R. Class & Class Conflict in Industrial Society. - L., 1959. P. 76.
20
местные и региональные границы; классовое сознание; политическая организация.
Социологи конфликтологического подхода в основе социального строения общества, таким образом, видели социальные группы, образующие классы, отношения между которыми носят конфликтный характер. На более поздних этапах характерен отход от рассмотрения преимущественно негативной стороны конфликта, где он выступает формой социального взаимодействия, инструментом формирования и поддержания социальной структуры, а также является стимулом общественного прогресса.
Современное понимание класса является открытым для различных интерпретаций - как статусная группа, как профессиональная группа, как группа по доходу и группа власти. В настоящее время исследователями зачастую применяются одни и те же признаки для выделения и классов, и слоев (страт). Категорией класса обозначаются неоднородные, иерархичные социальные объекты, исходя из того содержания, которое вкладывают в него различные исследователи, работающие далеко за пределами конфликтологической теории классов.
Переход от классовой к стратификационной традиции, а также к направлению, в котором учитывается многоаспектный (многомерный) характер измерения социальных иерархий, был сделан в статуснопрестижном подходе М. Вебера.
Власть, богатство и такой субъективный показатель, как
«престиж», - главные критерии веберовского понимания социальной
стратификации . Социологом вводилось понятие определенных
«статусных групп», которые ведут особый (схожий) образ жизни.
«Стиль жизни», по М. Веберу, является критерием социальной
дифференциации, фактором, интегрирующим данную социальную
группу и одновременно выступающим барьером, который препятствует
1 Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. - 1994. - № 5. - С. 147-156.
21