Ви є тут

Социализация лиц с интеллектуальной недостаточностью в условиях стационарных учреждений социальной защиты

Автор: 
Шипова Наталья Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
321254
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
• Введение
Глава 1.Теоретико-методологические аспекты социализирующего
воздействия труда....................................................14
1.1.Социально-психологические аспекты трудовой деятельности.................................................27
1.2.Трудовая занятость инвалидов как условие
• профессиональной реабилитации...............................35
1.3.Трудовая и досуговая деятельность в социализации
лиц с интеллектуальной недостаточностью....................45
Глава 2. Стационарное учреждение системы социальной защиты как социализирующая среда для лиц с интеллектуальной недостаточностью.....................................................68
• 2.1. Структура и функции стационарного учреждения
для лиц с интеллектуальной недостаточностью................77
2.2. Социальная характеристика лиц с выраженной задержкой интеллектуального развития, находящихся
в стационарных учреждениях.................................88
2.3. Технологии социальной работы в реализации трудовой
• и досуговой деятельности как условия социализации
лиц с интеллектуальной недостаточностью...................101
Заключение..........................................................128
Список литературы и использованных источников.......................138
Приложения..........................................................154
2
Введение
Актуальность исследования
В системе учреждений социальной защиты наряду с домами -интернатами общего типа (для престарелых и инвалидов) имеются стационарные учреждения психоневрологического профиля. В этих учреждениях находятся инвалиды с хроническими психическими заболеваниями. Среди них более 40% составляют лица с интеллектуальной недостаточностью, которые являются инвалидами первой и второй группы.
Значение труда, трудовой деятельности в развитии личности прослеживается с ранних лет жизни человека. На основе участия в труде происходит развитие моторики, формирование двигательных навыков, совершения осознанных действий, а в дальнейшем и целесообразной деятельности, расширение социального опыта.
При интеллектуальной недостаточности в силу неразвитой мотивации к трудовой деятельности и наличии биологически обусловленной заторможенности двигательных актов требуются особые обучающие усилия, побудительные воздействия извне. Вовлечение инвалидов (лиц с интеллектуальной недостаточностью) в трудовую деятельность наряду с развитием моторики подчинено задачам развития интеллекта и общего психического развития, накоплению и расширению социального опыта. В этом прослеживается социализирующее воздействие труда.
При отсутствии специального обучающего воздействия общее психическое и, в частности, интеллектуальное развитие замедляется, что может на длительные годы обречь человека на ограниченные возможности к полноценной трудовой деятельности, задержать развитие его коммуникативных способностей, замедлить формирование мотивационно - потребностной сферы, обеднить его интересы, увлечения и другие проявления социального функционирования
- при рабовладельческом строе - труд раба,
- при феодальном - труд крепостного,
в капиталистическом обществе - труд рабочего.
В социалистическом обществе труд получил характер творческого процесса, совершаемого во имя общественных интересов. Вместе с тем труд фетишизировался, рассматривался с идеологических позиций как дело чести, доблести и геройства.
В современном Российском обществе отношение к труду стало значительно приземленнее. Труд понимается как источник существования, как стремление улучшить материальное благосостояние человека, общества.
Подтверждение этому можно найти в результатах исследования мотивации труда в России, проведенного ВЦИОМ. Произошло увеличение значимости материальной заинтересованности в 1991 г. до 71% по сравнению с 1989 г., когда она составляла 25%1.
Социология изучает труд как социально-экономический процесс. Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления - это затраты человеческой энергии, взаимодействие работников со средствами производства (предметы и средства труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными).
В процессе труда люди вступают в социально-трудовые отношения, взаимодействуя друг с другом. Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. В этом находит отражение социализирующее воздействие труда.
1 Лившиц А.Н. Социальная зашита и информационное общество // Социальная политика и социология. 2004.№1.-С.14-21
Социология труда как научное направление сформировалось в результате понимания необходимости заинтересовать работника в результатах своего труда через систему оплаты труда на производстве1. В основе этой системы ряд принципов: выполнять больший объем работы за большую оплату и за более короткое время; премировать хорошую работу, а не любую работу; заботиться о побуждении работника к высокооплачиваемой работе.
Социология труда концентрирует свое внимание на познании возможностей работника, условий их реализации, путей согласования личных интересов с интересами общественными в процессе
производственной деятельности2.
Задачи социологии труда с позиции макросоциологических подходов включают:
Изучение и оптимизацию социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива).
Анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов.
Поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника.
Поиск путей оптимального сочетания моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка.
Изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых споров, конфликтов.
Определение эффективной системы социальных гарантий, защищающих работников.
Трудовая деятельность всегда вплетена в конкретные социально-экономические условия, связана с определенными социальнопрофессиональными группами, локализована во времени и пространстве.
1 Тейлор O.P. Научная организация труда // Научная организация труда. - М., 1965. - С. 221-224
2 Тощенко Ж.Т. Социология труда // Социология. Обшнй курс. - М.: Юрайт - М. 2001.- С.98-119