Ви є тут

Профессиональное самоопределение в моделях жизненного проектирования студентов технических колледжей

Автор: 
Недайвозов, Виктор Николаевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2005
Артикул:
192622
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ........................................14
1.1. Профессиональное самоопределение студенческой молодежи: сущность,
специфика, мотивационная структура процесса...................14
1.2 Жизненная перспектива как социальное явление, ее место
в системе жизненного ориентирования студенческой молодежи.....28
ГЛАВА 2. МОТИВАЦИ01-1Н0-П0ТРЕБН0СТНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА.........................................45
2.1. Мотивы образовательной и профессиональной деятельности современного студента...................................................46
2.2. Представления о жизненной перспективе в побудительных мотивах образовательной и профессиональной деятельности молодого человека.61
ГЛАВА 3. ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ! СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.............................................73
3.1. Жизненные притязания студентов средних специальных учебных заведений в контексте проектирования социальной карьеры.............73
3.2. Образовательная и профессиональная деятельность как инструменты реализации жизненной перспективы.................................92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................108
ЛИТЕРАТУРА.................................................115
ПРИЛОЖЕНИЕ.................................................127
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Студенчество в наше время с его настроениями, мнениями, взглядами и отношением к окружающей действительности представляет социально значимую часть общества по целому ряду стратегических показателей, таких как воспроизводство рабочей силы, социально-трудовая и политическая активность, качественный состав населения. Соответственно и интерес к ней широк и многогранен. Однако большинство исследований затрагивает ту группу студенческой молодежи, которая включена в сферу высшего профессионального образования, оставляя за пределами исследовательского интереса другие группы учащейся молодежи, играющие не меньшую роль в развитии общественной системы. Речь идет о студентах тех учебных заведений, которые предоставляют возможность получения среднего либо начального профессионального образования: техникумов, колледжей, профессиональных лицеев и профессиональных училищ. Изучение данной группы студентов представляет не менее серьезный интерес, как со стороны самого общества и его управляющей элиты, так и со стороны исследователей, ибо она является поставщиком специалистов и работников того уровня, которые, собственно и обеспечивают непосредственное функционирование всех общест-венных систем, связанных с производством благ и услуг, без которых не может существовать ни одно общество.
Исследование этой группы студенческой молодежи именно в аспекте перспективности ее профессионального самоопределения обусловлено несколькими обстоятельствами. Прежде всего, тем, что перспективна! жизненная мотивация в современном обществе является одним из тех ориентиров личности, которые обеспечивают осмысленность и значимость человеческой жизни. Видение перспективы собственной жизни, себя в будущем, знание того к чему он хочет прийти и как это сделать не только направляет жизнь в необ-
3
ки на собственное развитие и личностное становление, <гго и объясняет высокий уровень жизненных притязаний и преимущественно радужное видение жизненной перспективы.
5. Профессиональное развитие и профессиональная перспектива рассматриваются студентами средних специальных учебных заведений как значимые элементы благополучного будущего, связываемого с достижением высокого служебного и социального положения. Однако при этом непосредственная трудовая деятельность в сознании студенчества является автономной по отношению к профессиональному развитию и профессиональной перспективе, хотя выступает непосредственной сферой их реализации.
6. Огношение к образовательной и профессиональной деятельности, видение перспективы и способов сс достижения во многом зависят от того, насколько самостоятельным был выбор будущей профессии. Чем в большей степени проявилась эта самостоятельность, тем более благополучен и сам процесс профессионального самоопределения и тем более вероятен профессиональный и жизненный успех. И, наоборот, чем менее самостоятелен выбор, тем более пассивен студент и на этапе получения образования и профессионального становления, тем ниже шансы достижения успеха в профессии и жизнеустройстве.
Научная и практическая значимость исследовании. Результаты работы представляют интерес для совершенствования профессионально-ориентационной работы в период обучения студентов технических колледжей, реализации соответствующих направлений региональной молодежной политики.
Материалы исследования могут быть использованы при чтении студентам теоретических курсов «Социология молодежи» и «Социология образования». Результаты, по луче шгые в ходе прикладного исследования, могут представлять интерес для различных аспектов дальнейшего изучения студенческой
молодежи современной России.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на региональной и межвузовских научно-практических конференциях, опубликованы в монографии, в 4 статьях и тезисах общим объемом 9,18 п.л.
Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих по два параграфа, заключения, списка литературы из 141 источника и приложения.
13