Ви є тут

Влияние вузовской социализации на нравственное здоровье студенческой молодежи

Автор: 
Волочаева Оксана Федоровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2005
Артикул:
192491
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................. 3
Глава I Специфика процесса социализации вузовской молодежи в 16
современных условиях...................................
1.1 Вузовская социализация молодежи как вид социальной 17
деятельности ..........................................
1.2. Социологический анализ современных воспитательных 33
концепций ставропольских вузов.........................
Глава II Нравственное здоровье студенческой молодежи как 41
задача вузовской социализации..........................
2.1. Социологическая интерпретация понятия «нравственное 41
здоровье»..............................................
2.2. Норма и девиация в поведении с позиций нравственности 66
2.3. Социологические критерии нормы и девиации нравственного 79
здоровья студентов.....................................
Глава III Влияние агентов вузовской социализации на динамику 95
нравственного здоровья студентов.......................
3.1 Нравственное сознание студентов ставропольских вузов как 95
основа их поведения в макро- и микросреде..............
3.2 Социологический анализ интерактивного взаимодействия 124
студентов с агентами социализации......................
Заключение.......................................................... 140
Библиографический список............................................ 145
Приложении.......................................................

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы и постановка проблемы исследования
Современное высшее образование выполняет целый ряд общественно значимых функций, среди которых функция социализации, несомненно, стоит на одном из первых мест. В настоящее время к образованию как социальному институту предъявляются новые требования, отражающие тенденции и противоречия общественного развития. Повседневная студенческая жизнь конкретизируется для каждого студента в наборе определенных знаний, навыков, правил, норм поведения и ценностей, предлагаемых конкретным вузом в конкретной ситуации. Вместе с тем, в правилах и нормах реализованы общезначимые начала, базовые ценности человеческой цивилизации. В стратегии высшего образования особую роль в современных условиях приобретает забота о нравственном здоровье студентов.
На II Всероссийском социологическом конгрессе одной из задач политики государства на современном этапе общественного развития была обозначена решительная и последовательная работа по оздоровлению нравственно-психологической атмосферы в обществе, пропаганда патриотизма, трудовой морали, коллективистских ценностей, здорового образа жизни. Не решению должны способствовать российские социологи в союзе со всеми здоровыми общественными силами, среди которых важнейшая роль отводится социальному институту образования.
Ученые-социологи, правоведы, педагоги единодушны во мнении, что эскалация отклоняющегося (девиантного и делинквентного как его разновидности) поведения - характерная черта инволюции России. Она угрожает ее национальной безопасности, особенно если это касается состояния нравственного здоровья детей, подростков и молодежи, то есть будущего российского общества. Студенты, являясь потенциальной российской интеллигенцией, должны олицетворять лучшую, высоконравственную часть
15
-преподаватель как агент социализации и субъект интеракции оказывает меньшее влияние на студента по сравнению с родителями и родственниками последних;
-внешнее воздействие на принятие или отрицание студентами нравственных норм и на их нормальное или отклоняющееся поведение в большой степени проявляют неформальные группы вне стен вуза, а также друзья из числа соседей и бывших одноклассников;
-современный вуз как социализационное пространство не воспринимается частью студентов как значимый интегративный агент социализации, что обусловлено низкой результативностью выполнения агентами вузовской социализации своих функций.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что автором обоснована правомерность применения категории «нравственное здоровье» в контексте социологических исследований. Нравственное здоровье студенческой молодежи представлено как один из факторов поддержания социального равновесия, социального порядка в системе вузовского образования, предложены понятия нормы и отклонения (девиации) в определении состояния нравственного здоровья российских студентов применительно к современному социальному институту образования, всесторонне исследовано влияние вузовской социализации на уровень нравственного здоровья студенческой молодежи, раскрыт механизм и характер этого влияния; выведены критерии нормы и отклонения в нравственном сознании и поведении студентов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выявлены детерминанты динамики нравственного здоровья студенческой молодежи в период вузовской социализации; обнаружена зависимость между профилем факультета (гуманитарный или технический) и уровнем нравственного здоровья студентов. Материалы диссертации можно
использовать в преподавании курсов общей социологии, социологии
16
образования и воспитания, в кураторской работе со студентами; программу и инструментарий - в проведении эмпирических социологических исследований. Рекомендации, предложенные в работе, могут быть положены в основу совершенствования работы вузов по социализации студенческой молодежи и разработку мероприятий нравственно-этического характера, что усилит влияние вузовской социализации на уровень нравственного здоровья студентов.