Ви є тут

Мода как фактор формирования стиля жизни

Автор: 
Ятина Людмила Ивановна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
168
Артикул:
1000316332
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................... 3
Г лава 1. Социологическая интерпретация взаимосвязи моды и стиля жизни...................................................11
1.1. Концептуальные основания изучения феномена моды.........11
1.2. Концепция индустрии моды............................... 31
1.3. Проблема стиля жизни в зарубежной и отечественной социологии...................................................48
1.4. Единство ценностных оснований формировать поколений,
стилей жизни и стилей в моде ...............................66
Глава 2. Эмпирическое исследование моды ..................... 74
2.1. Стратегия исследования и основные гипотезы..............74
2.2. Цикличность и воспроизводство динамики стилей в моде
и стилей жизни...............................................89
2.3. Стратификация и мода. Дифференциация стилей жизни 103
Заключение...................................................133
Список литературы............................................137
Приложения...................................................145
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования. На первый взгляд смысл понятия моды очевиден, но вместе с тем, среди ученых нет единого мнения по вопросу о сущности моды. Но в одном они согласны: мода - явление социальное, и оно требует изучения. Исследование феномена моды - эго широкое поле деятельности для специалистов в различных областях изучения общественных явлений: философов, историков, экономистов, психологов, культурологов, социологов... Однако, как представляется, именно социологическое изучение моды может привести к наиболее адекватному ее описанию и объяснению. Это связано с тем, что для процессов распространения и смены модных образцов {процесса моды) характерны, прежде всего, ценностное отношение людей к вещам и другим людям и связанное с этим отношением разделение людей на группы.
Ценности существуют лишь интерсубъективно, т. е. социально. Именно они представляют собой ту самую реальность особого рода, которую Э. Дюркгейм назвал социальным фактом.1 Таким образом, в процессе моды социолог может выявить факты того же порядка, что и в других сферах общественной жизни (политической, экономической, культурной и т. д.): факты ценностной динамики и стратификации. Изучение этих явлений именно в сфере моды может оказаться куда более плодотворным, чем традиционная ориентация социологов на сферы экономики и политики, т. к. мода связана с повседневным проявлением ценностей в жизни людей. Выбор курса экономических реформ - ценностная проблема, встающая раз в десятилетие; выборы президента - проблема, встающая раз в пять лет; выбор одежды - проблема, встающая каждый день. Если в основе существования общества лежат единые ценности, проявляющиеся в различных сфе-
1 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. С. 413,421
15
процесса моды Спенсер также усматривает в подражании. Однако, концепция подражания у Спенсера имеет свои особенности. Они обусловлены общесоциологической концепцией Спенсера - эволюционизмом. Если Гард считал, что социальные формы, в том числе обычай и мода, попеременно сменяют друг друта, то Спенсер полагает, что мода соответствует более высокой ступени развития общества. В ходе социальной эволюции мода вытесняет обычай в его функции социального контроля.
Спенсер замечает тот факт, что все изменения в поведении людей, их одежде, образе жизни, вызванные модой, выражают, в первую очередь, стремление к сходству, а не наоборот. Мода, как он считает, по существу своему подражательна. О причинах подражания Спенсер пишет: “Подражание может возникнуть из двух глубоко различных побуждений: из желания либо выказать уважение лицу, которому подражают, либо доказать свое равенство с ним”.20 Далее Спенсер отмечает, что нельзя провести никакого четкого разграничения между подражаниями, вызванными такими различными мотивами. И отсюда возникает возможность перехода от подражаний почтительных к подражаниям, при которых один индивид соперничает с другим; а такого рода подражание может возникнуть только в сравнительно более независимом обществе. Спенсер выделяет два типа общества: авторитарное (воинственное) и либеральное (промышленное). Для каждого типа характерен свой тип подражания. В обществе воинственного типа подражание - это выказывание уважения лицу, которому подчиняются. “Почтение выказывается в подражании примеру властных лиц, а
О 1
не в отступлении от них”. В авторитарном обществе подражали даже недостаткам правителя, чтобы “не выказывать превосходства над ним”. Например, в 1461 г. герцог Филипп Бургундский, остриженный во время болезни, издал указ, повелевавший дворянам сделать то же. А вот в 1665 г. когда Людовику XIV сдслази операцию фистулы, придворные доброволь-
20 Спенсер Г. Начала социологии (обрядовые учреждения). С. 323.
21 Там же.
16
но делали то же, и королевская болезнь сделалась модной. Совсем иные причины подражания можно обнаружить в промышленном обществе. Здесь мода является массовым подражанием низших слоев высшим. А происходит это в силу того, что промышленная деятельность способствует появлению индивидов, чье богатство не совпадает с рангом, но позволяет соперничать в образе жизни с индивидами, обладающими более высоким рангом. “Таким образом, мода, как отличающаяся от обряда, странно ска-зать, сопутствует промышленному типу в его отличие от воинственного”.
Как уже было сказано, Спенсер полагает, что мода - это не только процесс подражания, но и процесс общественного регулирования поведения людей и, что мода, как форма общественного регулирования, аналогична форме политического регулирования, представленной конституционным правительством. Подобно либеральному государству, мода выражает компромисс между социальным принуждением и личной свободой. Таким образом, Спенсер ставит на один уровень политический институт и институт моды. Будучи проницательным исследователем общества, он прекрасно понимал, что все без исключения социальные институты общества промышленного типа отражают переход от принудительной кооперации, свойственной традиционному обществу, к кооперации добровольной. Иными словами, базовые ценности общества в равной мере лежат в основе и “серьезных” правительственных учреждений, и “легкомысленной” моды. Регулирование поведения с помощью моды, как отмечает Спенсер, обозначает усиление свободы в обществе, характерное для перехода от воинственной деятельности к мирной. Это тот процесс, который в современной социологии получил название модернизации общества, глубинная основа которой - изменение ценностей.23
22 Там же. С. 329.
23 См., например: Козловский В. В. и др. Модернизация: от равенства к свободе. СПб., 1995.