Ви є тут

Трансформация системы социально-экономических отношений в жилищно-коммунальной сфере РСО-Алания в переходный период: социологический анализ

Автор: 
Хугаева Алла Ахмедовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
272565
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................1
1. ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО: ФУНКЦИИ, СПЕЦИФИКА. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
1.1. Жилищно-коммунальное хозяйство как отрасль экономики.....10
1.2. Жилищно-коммунальное хозяйство в ретроспективе
1.1.1. Развитие жилищно-коммунального хозяйства в России...14
1.1.2. Становление жилищно-коммунального хозяйства в РСО-Алания.....................................................24
2. СТАНОВЛЕНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ И ИХ СПЕЦИФИКА В УСЛОВИЯХ ДЕПРЕССИВНОЙ ЭКОНОМИКИ РСО-АЛАНИЯ
2.1. Реформа жилищно-коммунального хозяйства как составная часть
экономических реформ в России...........................56
2.2. Особенности программы реформирования жилищно-коммунального
хозяйства в РСО-Алания..................................66
3. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДПОСЫЛОК И РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
3.1. Уровень доходов населения России........................74
3.2. Уровень благосостояния населения РСО-Алания.............84
3.3. Современное состояние уровня жилищного обеспечения и коммунального
обслуживания населния РСО-Алания........................121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................145
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................154
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................159
1
г
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
В ряду Ьамых острых социально-экономических проблем России в современный переходный период ни одна не вызывает к себе столь пристального внимания, столь негативных оценок и суждений, столь мрачных прогнозов, как падение уровня жизни большей части населения страны. Обнищание населения и растущее социальное расслоение ведут к развитию гипертрофированных форм социального неравенства. Высокий уровень социальной поляризации, а именно существенные различия в имущественном положении и, соответственно, интересах «полярных» слоев, не могут сегодня трактоваться иначе как нарастающее противоречие, которое в полной мере может быть рассмотрено в качестве основного социального противоречия, играющего решающую роль в функционировании социально-экономической системы на нынешнем этапе ее развития.
В этих условиях реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), являющегося важнейшим элементом внепроизводственно-экономической и социальной сферы, рассматривается в программах социально-экономического развития России исключительно в контексте сокращения бюджетных расходов.
Реформа ЖКХ предполагает изменить социально-экономические отношения в этой отрасли - перевести ее на рыночные механизмы функционирования посредством постепенного перехода предприятий ЖКХ к самофинансированию и соответствующему сокращению бюджетных ассигнований на их дотирование, а также отказа от системы перекрестного субсидирования потребителей. Это осуществимо при увеличении тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) для потребителей до цены реализации названных услуг. Но в сложившихся условиях, и, в частности, при существующем уровне доходов населения такая политика близорука. Во-первых, рост тарифов на ЖКУ без соответствующего роста доходов населения несомненно ведет к еще большему снижению уровня жизни в стране, негативные последствия (экономические, демографические, политические и т.д.) которого очевидны. Во-вторых, рост тарифов ведет к росту задолженности потребителей ЖКУ перед коммунальными предприятиями-монополистами; последние становятся должниками частных энергоснабжающих прсдприятий-монополистов - РАО ЕЭС и Газпрома. Миллионы граж-
21
1980г. Но массовая застройка оказалась ориентированной на стандартные панельные и крупноблочные здания. Не соблюдались основные технические, потребительские и архитектурные качественные параметры жилых зданий в проектах типовых застроек, а реальное качество строительства отклонялось от проектов в худшую сторону. Таким образом, города получили значительные объемы новой жилой площади, но се технико-потребительские характеристики оказались явно неудовлетворительными.
Параллельно с ростом городов и городского населения развивались и системы коммунального хозяйства. Несмотря на некоторые технические достижения в столичных и крупных городах общий уровень обслуживания населения оставался низким. Сложившийся механизм хозяйствования в отрасли не стимулировал развитие НТП в жилищном и коммунальном хозяйстве.
Исходная ситуация в ЖКХ, сложившаяся к началу реформ, была вполне типичной для высокоцентрализованной системы хозяйствования. Ей были присущи господство государственной собственности, высокая централизация управления, монополизм рынков, высокий уровень дотаций, затратный механизм функционирования.
Таблиг^а 4.1
Структура жилищного фонда России. 1990 г. (%). .
□ В личной собственности граждан__________________
■ ЖСК____________________
□ Общественный___________
В Государстввнный________
Государственный жилищный фонд России состоял из жилищного фонда местных Советов народных депутатов и ведомственного жилищного фонда, находяще-
1 Странк Р.. Косарева Н., Реформа жилищного сектора России. М., 1994, стр. 9.
22
гося в ведении предприятий, учреждений и органов государственного управления, и составлял 67 % всего жилищного фонда, 79 % городского жилищного фонда.1
Индивидуальное жилье, находящееся в личной собственности граждан, в основном концентрировалось в сельской местности и небольших городах. В течение длительного времени в СССР существовал запрет на индивидуальное жилищное строительство в городах с населением более 100 тыс. человек. Доля жилищных кооперативов была незначительна и существовала в основном в крупных городах (таблица 4).
На начало 1999 г. жилищный фонд страны составил 2,7 млрд. кв. м общей площади, в том числе 1,9 млрд. кв. м в городах. С начала 90-х гг. по настоящее время 43 % государственного и муниципального жилого фонда приватизировано гражданами. Идет процесс передачи ведомственных объектов ЖКХ в муниципальную собственность. В ведении государственных предприятий осталось не более 13 % объектов коммунального хозяйства и 9 % жилого фонда. С начала 90-х гг. в России более чем в 2 раза возросло количество предприятий и организаций ЖКХ различных форм собст-
венности.
Таблица 5.
Уровень благоустройства жилищного фонда, %>.1
Вид инженерного оборудования Всего В том числе
город село Частный Государственный и муниципалъны й
город село город село
Водопровод 84 33 68 28 94 53
Канализация 81 22 64 17 93 42
Центральное отопление 85 22 72 16 93 44
Ванны 77 19 60 14 88 37
Газ 68 72 69 72 68 74
Горячее водоснабжение 71 и 56 7 81 224
20 2 12 1 25 5
Уровень благоустройства жилищного фонда в городах намного выше, чем в сельской местности, что можно проследить по данным таблицы (таблица 5). Водоснабжение и канализация являются важнейшими элементами благоустройства. До сих пор в России не имеет водопроводов 1 % городов, 19 % поселков городского типа и
1 Стародубровская П., Реформа ЖКХ: особенности выбранной модели, Вопросы экономики, >6 11,1997г., стр. 60.