Ви є тут

Социологическое знание в информационном пространстве региона : Системно-целевой аспект

Автор: 
Дубровский Андрей Владимирович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000248853
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I Возрастание роли социологического знания в
переходном обществе 17
1. Социологизация общественной жизни на современном этапе как социокультурный процесс 17
2. Основные факторы производства, распространения и потребления
социологического знания на региональном уровне 44
ГЛАВА II Социолого-журналистская система в регионе:
принципы функционирования и тенденции развития 64
1. Механизм внедрения социологического подхода
в практику субъектов журналистской деятельности 64
2. Сущностно-функциональные характеристики структурных элементов
социолого-журналистской системы 77
ГЛАВА III Понятийно-образная трансформация социологического знания в массовых коммуникациях региона 102
1. Социожурналистская публикация
как информационный продукт духовной
отрасли общественного производства 102
2. Основы творческого синтеза социологического материала и понятийно-образных начал
в публицистическом тексте 130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 149
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 156
ПРИЛОЖЕНИЕ
171
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность научной работы определяется необходимостью изучения теоретических, методологических и технологических проблем производства и распространения в региональном социуме по широко доступным коммуникативным каналам многопрофильной социологической информации и кристаллизующегося на ее основе социологического знания, предназначенных для массовой аудитории. Социологическое знание, особенно в переходный период общественного развития с его социально-экономической многоукладностью и духовно-политическим плюрализмом, обладает большой потенциальной способностью вызывать в общественном сознании аналитическое и прогностическое отношение к актуальным проблемам сегодняшнего бытия, что позволяет "потребляющим" это знание гражданами осознанно выбирать оптимальные модели социального поведения.
В достижении данного параметра гражданского общества, предполагающего высокую политическую культуру сограждан, важную роль играют все без исключения источники производства и каналы распространения социологического знания и социологической информации. Это, с одной стороны, научные учреждения, государственно-статистические ведомства, аналитические центры органов управления, производящие и распространяющие социологическое знание преимущественно теоретического уровня; с другой стороны — печать, радио и телевидение, производящие и распространяющие социологическую информацию преимущественно эмпирического уровня. Эти две составляющие единого процесса важны не по отдельности каждая, а в творческом синтезе, предполагающем создание в регионе устойчивой содержательно-функциональной системы социологического профиля. Тиражируемый ее звеньями многослой-
16
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем на основе выявленных тенденций закономерной на переходном этапе социологизации духовного производства в региональном социуме даны конкретные рекомендации по использованию многопрофильного социологического знания и социологической информации в политическом, экономическом, культурном образовании и воспитании граждан, а также в экспертизах управленческих решений с помощью общественного мнения, обоснована целесообразность и возможность зарождающейся сегодня со-циолого-журналистской системы, которая способна стать методологической и технологической базой современной государственной информационной политики на региональном уровне.
Материалы диссертации способны оказать практическую помощь ученым, управленцам, социологам, журналистам, преподавателям и студентам, занимающимся изучением и решением проблем духовного производства в регионе. Использование положений и выводов возможно в двух направлениях: в непосредственной социологической и журналистской практике (в раздельном и совместном вариантах) и в качестве учебного пособия для специального курса "Социологическое знание в информационном пространстве региона".
Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации исследования обсуждались на заседаниях кафедр социологии и журналистики Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева. Сделаны также доклады, сообщения на научно-практических конференциях ученых, аспирантов и студентов Мордовского госуниверситета (Саранск, декабрь 1996 г., декабрь 1997 г., декабрь 1998 г.). По теме исследования опубликовано шесть статей в научных журналах и тезисах научно-практических конференций, изданных в Московском и Санкт-Петербургском госунивсрситетах.
17
ГЛАВА I
ВШРАСТАНИЕ ГОЛИ СС)1 ЩОЛОШЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В ПЕРЕХОДНОМ ОБЩЕСТВЕ.
§1. Социологизация общественной жизни на современном этапе как социокультурный процесс.
Каждое общество на разных этапах своего развития ставит перед собой различные задачи и цели. Достижение поставленных целей и решение сформулированных задач зависит прежде всего от того, какие идеи — прогрессивного или регрессивного характера — заложены в основу конструирования и построения новых социальных, политических и экономических структур и какими средствами — гуманными или антигуманными — они осуществляются на практике. Сущность идей и характер средств могут варьироваться в зависимости от глубины понимания и широты представления как массой, так и элитой смысла перемен, происходящих в российском социуме, который стремится сегодня перейти в новое качество. С одной стороны — от тоталитарного через автократический к демократическому типу; с другой стороны — от индустриального через постиндустриальный к информационному типу общества.
Совершающийся в настоящее время кардинальный переход в стране от одной модели жизнеустройства к другой неизбежно порождает ряд новых социокультурных процессов. Важнейшим из них для целей данного исследования является ускоренная социологизация общественной жизни. Иными словами — экстенсивно-интенсивная социологизация мышления, сознания, поведения широких масс людей, вовлеченных в 90-е годы в экономические, политические и социальные реформы, обусловленная значительно возросшей потребностью граждан точно знать, в какой общественной ситуации они находятся, чтобы выработать адекватную не-