Ви є тут

Социокультурный тип современного учителя

Автор: 
Казакова Ирина Руфимовна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192811
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение.......................1.........................................3
Глава 1. Учительство как социально-профессиональная общность...........15
1.1. Понятие учительства.................................................15
1.2. Структура и положение учительства в обществе........................20
1.3. Функции учительства.................................................33
1.4. Типология учительства...............................................53
Г лава 2. Идеальный тип современного учителя..............................66
2.1 Структура идеального типа современного учителя......................66
2.2. На пути к идеальному типу. Гимназия как элитное учебное заведение ...94
2.3. Противоречие между идельным и реальным типом учителя.
Сравнительный анализ социально-профессиональных характеристик учителей образовательных учреждений разных видов...............110
Заключение...............................................................136
Список литературы.........................................................140
2
Введение
Актуальность исследования.
Присущий современной цивилизации динамизм и противоречивый характер перехода к информационному обществу в значительной мере изменяют социальные функции учительства, характер и цели его деятельности.
Большинство исследователей сегодня рассматривают общее (среднее) образование не только как социально организованный процесс воспроизводства целостного социокультурною наследия, но и как ресурс трансформации системы социальных связей, человеческих качеств и возможностей. «На новейшей стадии модернизации неуклонно набирасг силу творческо-новаторская функция образования».1
Являясь субъектом и одновременно объектом всею комплекса политических и экономических трансформаций современного российского общества, учительство может стать социальной силой, способной оказывать влияние на формирование наиболее вое требуемых в новой социокультурной ситуации человеческих качеств: высокую мобильность,
конкурентоспособность, нравственность и гражданскую ответственность, конструктивность и динамизм.
Однако противоречие заключается в том, что новое поколение общества -предполагаемые носители новых ценностей, смыслов и качеств в условиях современною школьного образования находятся под влиянием и воздействием в основном «старого» учительского корпуса, не столько в смысле возраста (хотя и возрастной фактор необходимо учитывать), сколько в смысле усвоенных стереотипов и представлений советских времен. Изменение социокультурных условий обусловливает формирование новой профессиональной ментальности учителя, которая формируется сегодня в течение жизни одного поколения. Перераспределение социальной ответственности в поколениях, своеобразный кризис власти и авторитета старшего поколения учительства приводит к сложным проблемам адаптации его к новым социокультурным условиям, которые усугубляются низким социальным статусом и положением учительства в обществе. Учительство вынуждено сегодня менять свои профессиональные установки и ценностную ориентацию.
С другой стороны, новые прагматические ориентации, диктуемые современной ситуацией, не могут возместить весь комплекс утрачиваемых ценностей, так как важные сферы человеческого существования и социальной регуляции нуждаются в поддержании и постоянном воспроизводстве функциональных норм, ценностей и смыслов, вошедших в
1 Парсонс Т. Система современных обществ/ Под ред. М.С.Ковалевой - М.: Аспект Пресс, 1998 С. 128.
3
• Современные социальные функции учительства как общности, обусловленные спецификой социокультурной ситуации, - оценочная, селективная, формирующая.
• Социокультурные тенденции, имеющие место в общеобразовательных учреждениях разных видов, обусловливают формирование определенного типа учителя.
• Анализ школ повышенного статуса как элитных учебных заведений позволяет выделить гимназию в качестве наиболее эффективной модели новой гуманистической школы.
• Сравнительная характеристика социально-профессиональных качеств учителей разных видов образовательных учреждений ( на основе проведенного социологического исследования) позволяет выделить тип гимназического учителя как наиболее соответствующий социокультурному типу современного учителя.
Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в системном исследовании проблем российского учительства как социально-профессиональной общности. Собранные, изученные и проанализированные в диссертации материалы могут быть использованы для научного осмысления общих проблем развития не только учительства, но и российского образования в целом ( изменение функций, структуры, типов и видов учебных заведений и т.д.).
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в системе высшего педагогического образования, при разработке и чтении курсов по социологии образования, в системе повышения квалификации учителей при разработке модульных курсов, а также - руководителями органов управления образованием и руководителями образовательных учреждений повышенного статуса при отборе и приеме на работу учительских кадров. Часть выводов (по проблемам элитного образования) ориентирована также на дальнейшее проведение эмпирических исследований, посвященных разным видам образования и их соответствию современным условиям. Актуализация подобных исследований обусловлена стратегией перехода к профильному обучению в средней школе.
Апробация работы.
Основные положения и выводы диссертации отражены в 5 публикациях и были представлены на конференциях:
• Международная научно-практическая конференция «Социальная политика социального государства» (Нижний Новгород, 2001 г.);
• Научно-практическая конференция НИРО «Администратор системы образования, технологии управления. (Нижний Новгород, 2001 г.);
• Межрегиональная научно-практическая конференция «Коммуникация: бизнес и производство, политика и управление» (Нижний Новгород, 2002 г.);
• Международная научно-практическая конференция «Малая социальная группа: социокультурный и социопсихологический аспкты» ( Нижний Новгород, 2004 г.) Структура работы. Диссертация состоит их введения, 2-х глав, включающих 7 параграфов, заключения и библиографии. В работе представлены 22 таблицы.
14