Ви є тут

Интеграция социально-гуманитарного знания как условие развития системы высшего образования

Автор: 
Леусенко Ирина Валерьевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
193050
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ.............................................. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ИНТЕГРАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАНОГО ЗНАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ........................... 15
1.1. Социальные трансформации высшего образования в современной России................................... 15
1.2. Теоретические проблемы осмысления интеграции в образовании.......................................... 32
1.3. Гуманитарное знание как основа современной
интеграции образования............................... 52
ГЛАВА И. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАНОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ..................... 67
2.1. Формирование новой модели специалиста в условиях социальной трансформации............................. 67
2.2. Функционально-ролевые изменения в системе современного российского высшего образования в процессе социо-гуманитарной интеграции..................... 85
2.3. Социокультурные аспекты социо-гуманитарной интеграции в системе российского высшего
образования.......................................... 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................... 114
ЛИТЕРАТУРА........................................... 117
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современную эпоху образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В нем занято более миллиарда учащихся и более 50 миллионов педагогов. Существенно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. Как сказано в работе Ю.Я. Клехо, именно в сфере образования завязан узел проблем современного общества.1 Поэтому в последние годы все очевидней становится тот факт, что в преодолении кризиса цивилизации, в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать образованию.
Практически все развитые страны, осознавая эту связь, проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования. Реформы высшего образования обрели статус государственной политики.
В русле этой политики решались вопросы, связанные: с ростом контингента студентов и числа вузов, качеством знаний, новыми функциями высшей школы, количественным ростом информации и распространением новых информационных технологий.
Но вместе с тем в последние десятилетия все настойчивее дают о себе. знать проблемы, которые не удается разрешить в рамках проводимых реформ. Сложившиеся образовательные системы не в состоянии выполнять свои главные функции - формировать созидающую силу, обеспечивающую способность общества к развитию.
Одна из глобальных проблем современности - кризис образования, который уже выявлен и описан в качестве свершившегося факта. О кризисе образования, в частности, свидетельствует дальнейшее увеличение числа неграмотных в мире, относительное, а иногда и
1 Клехо Ю.Я. Образовательный императив. М., 1998. С. 288.
II
образования, как в деятельностно-преобразующсм процессе обучения, так и последующего профессионального развития;
• показано, что функционально-ролевые изменения в процессе социо-гуманитарной интеграции состоят в том, что открытая модель современного социально-гуманитарного образования обеспечивает освоение мира как интеграцию различных способов освоения реальности;
• проанализированы социокультурные аспекты социо-гуманитарной интеграции в системе российского высшего образования, ориентированные на реализацию принципа культуросообразности, определяющего общий способ организации как образования в целом, так и отдельных образовательных систем.
Исходя из указанных моментов новизны, на защиту выносятся следующие тезисы:
1. Система национального образования, с одной стороны, испытывает непосредственное влияние социальных преобразований, которые детерминируют степень и глубину ее трансформаций, с другой стороны, своим развитием задаёт динамику и диапазон общественного развития. С этой точки зрения, социальные проблемы современного высшего образования не только отражают, но и предопределяют весь спектр проблем, от разрешения которых во многом зависит успешность развития российского общества.
2. Важной составной частью реформирования системы высшего образования выступает интеграция как способ оптимального изменения его содержания и форм организации. Интеграция образования является сложным многовариантным процессом, включающим ряд уровней. В одних случаях она употребляется для элементарного укрупнения дидактических единиц, в других - как способ преодоления частичности попредметной организации учебного процесса (т.е. выступает синонимом межпредметных связей), в третьих - как форма поиска надпредметного содержания
12
(монопредмета) и т.д. Однако, в целом, процесс интеграции недостаточно эффективен в силу отсутствия социологически обебспеченных критериев и соответствующих им моделей организации образовательной действительности.
3. Наиболее оптимальным можно считать такой подход к созданию необходимых условий трансформации высшего образования, который воплощает возможности интеграции на основе проявляющейся тенденции гуманитаризации, как выращивания целостного Человека, творящего себя и культуру с позиции развёртывания сущностных сил человека, а не человека-функции с узко специализированным, технократическим, в основе своей, способом мышления.
4. Успешность реформирования системы высшего образования обеспечивается не только сменой социальных ориентиров в обществе, но и динамичным освоением принципиально новой модели специалиста. Современная модель гуманитарно-ориентированного специалиста отличается от существующей не только более детальной разработкой личностной компоненты. Здесь, в качестве ее элементов, рассматриваются как функционально-предметная (функции специалиста) и личностно-творческая сторона (аксиологическая и коммуникативная функции, формирование личностных качеств), так и, что весьма существенно, смыслы и целеполагания (главная гуманитарносмысловая задача специалиста, критерии оценки решения и др.).
5. Функционально-ролевые изменения в системе современного российского высшего образования в процессе социо-гуманитарной интеграции непосредственно связаны со степенью открытости системы образования как основы её самоорганизации. Это предполагает высокую степень инновационной способности всех ее субъектов, критической массы которой, как показало исследование, еще явно недостаточно для удержания состояния саморазвития.