ВВЕДЕНИЕ.
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТАТУСА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ.
1.1. Предпринимательская деятельность как объект социологического анализа..............................................................10
1.2. Особенности развития предпринимательства в России...............36
1.3. Влияние специфики российского малого бизнеса на формирование социального статуса предпринимателя..................................64
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (по результатам социологического исследования).
2.1. Специфика развития малого бизнеса в условиях российского региона...87
2.2. Общественное мнение как фактор формирования социального статуса
предпринимателя..........................................112
2.3. Статус предпринимателя малого бизнеса в самооцсночном контексте. 130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................148
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА................................162
ПРИЛОЖЕНИЯ
184
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность исследования. Малое предпринимательство в
современном обществе связывается с одним из результативных направлений социально-экономического развития российского общества. От научного анализа сущности социальной инновации, представленной в
предпринимательской деятельности, зависит насколько рационально
подойдет общество к вновь открывающимся перспективам своего развития. Отечественная социология, а также мировая наука традиционно исследуют проблему создания и реализации социальных инноваций, которые определяют вектор поступательного развития человечества, общества, социально-профессиональных групп. Значение малого предпринимательства как формы социальной инновации выходит далеко за пределы экономической жизни. Оно оказывает влияние на социальную структуру общества, его социально-экономическую устойчивость, сбалансированность законных интересов личности, общества и государства.
Вместе с тем, положение предпринимателя в малом бизнесе в структуре современного российского общества крайне неустойчиво и сопряжено как с большими надеждами, так и с огромными трудностями. С одной стороны, оно объясняется тем, что на длительный период времени были прерваны традиции российского предпринимательства, произошла, по сути, утеря официального статуса предпринимателя, с другой - начальный этап формирования отечественного предпринимательства в современном его понимании совпал с ситуацией, когда оно приобрело в других странах завершенные цивилизованные формы. Естественно, эти тенденции способствовали ускоренному развитию социально-экономических отношений, не всегда имеющих прогнозируемый и адекватный характер и впоследствии оказавших значительное влияние на социальный статус предпринимателя в малом бизнесе.
предприниматели; подобно тому, как бывают более решительные и смелые полководцы и политики, так бывают и более решительные и смелые предприниматели. Человек с предпринимательскими склонностями, с точки зрения большинства исследователей, борется за успех, творит, совершенствует, улучшает, рискует, комбинирует и, таким образом, либо расчищает дорогу другим, отступая перед неудачами и своим отрицательным опытом, предупреждая от ошибок других, либо, наоборот, торжествует, добиваясь успеха и превосходства, показывая другим пути удачного ведения дел. Часть ученых понимает сущность предпринимательства как особую «чуткость» к новым возможностям получения прибыли, умение «увидеть» результаты и «вообразить» себе способы их достижения. Современные бихевиористы, характеризуя фигуру предпринимателя, утверждают, что она встречается в любой профессии - в образовании, медицине, науке, правоведении, архитектуре и инженерной деятельности.
В целом социологический анализ предпринимательской деятельности основывается на междисциплинарном представлении се основных характеристик. Вместе с тем в социальных науках выделяется общее основание для анализа феномена предпринимательства - деятельностный подход, который успешно применяется в исследовательских практиках.
С этой точки зрения, не вызывает сомнения то, что предпринимательство есть особая область человеческой деятельности, где тесно переплетены теория и практика. При этом специфика предпринимательства как особого вида социальной деятельности, раскрывается путем применения деятельностного подхода, важнейшим элементом которого является анализ преобразований социального, психологического, управленческого отражения действительности в процессе
деятельности, исследуемой в её филогенетическом, историческом, онтологическом и функциональном развитии.6
Предпринимательская деятельность также формулируется как система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение и воплощение в объекте психологического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта и предметной действительности . Предпринимательство как форма активного отношения субъекта деятельности к действительности, направлена на достижение сознательно поставленных целей, связана с созданием общественно значимых ценностей и освоением социального опыта. Основными
характеристиками деятельности с позиций системного анализа является
о
многомерность и иерархичность. При этом основными подсистемами деятельности выступают:
• когнитивная, в которой интегрируются функции познания, и
которая включает в себя познавательные процессы: восприятие, память, мышление;
• регулятивная, включающая эмоционально-волевые процессы и
обеспечивающая способность к саморегуляции деятельности и управлению деятельностью других людей;
• коммуникативная, проявляющаяся в общении и взаимодействии с другими людьми.
Как известно, по сути, любая человеческая деятельность, в том числе и предпринимательская, имеет определенную структуру. Она включает в себя цели - будущие результаты, на достижение которых направлена деятельность; потребности, мотивы, побуждающие к деятельности; предмет, видоизменение которого возможно для достижения цели, знание об этом предмете, способы и средства достижения цели, а также условия
6 См: Психология (словарь) / Под ред. Л.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.
7 См: Психология (словарь) / Под ред. Л.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.
8 См: Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.
- Київ+380960830922