Ви є тут

Личность телеведущего в процессе социальной коммуникации в трансформирующемся российском обществе

Автор: 
Крикунова Юлия Анваровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
301714
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................... 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ 20
ЛИЧНОСТИ ТЕЛЕВЕДУЩЕГО.....................................
1.1. Личность телеведущего с позиций классической, неоклассической и 20
постклассической метапарадигм в социологии................
1.2. Нсклассическая и постнеклассическая метапарадигмы в социологии в 39
контексте изучения личности телеведущего..................
ГЛАВА И. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА 63
ТЕЛЕВИДЕ1ШИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО * ОБЩЕСТВА....................................................
2.1. Объективные и субъективные факторы развития социальной 63
коммуникации в условиях социальных трансформаций..........
2.2. Структура процессов и функции социальной коммуникации в сфере 90
телевещания..........................................
ГЛАВА III. ТЕЛЕВЕДУЩИЙ И ТЕЛЕАУДИТОРИЯ: РЕГИОНАЛЬНАЯ 123
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.....................................
3.1. Телевизионная региональная аудитория как субъект влияния на 123
телеведущего..............................................
3.2.Телсведущий в коммуникативном процессе: социально- 157
профессиональный портрет..................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................. 200
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 207
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Актуальность темы исследования. Социальные изменения, происходящие в российском обществе вследствие динамичных глобальных и локальных трансформаций, явились основными предпосылками и факторами преобразования системы отечественного телевизионного вещания и развития социальной коммуникации в рамках этой системы.
Значимым результатом данных трансформаций явилась институционализация профессии телеведущего как реакция на возникшую в обществе потребность в таких личностях на телеэкране, которые способны осуществлять социальную коммуникацию, имеющую преимущественно неформальный, неофициальный характер и выражающую авторскую позицию ведущего телепрограммы.
В современном российском обществе личность телеведущего находится в положении, зависимом от развития и функционирования всей макросистемы, а также от состояния самого социального института телевидения. Место данной социальной подструктуры в системе средств массовой коммуникации, а также и в социуме обусловлено её способностью оказывать определяющее влияние па общественное сознание и общественное поведение, социализировать личность посредством информационного, пропагандистского, организационно-управленческого воздействия на неё.
Интересен тот факт, что участники телепроцесса - телеведущий, руководство телекомпаний, телезрители - становятся одновременно субъектами и объектами коммуникации. И та и другая стороны влияют друг на друга, только разными путями. При этом зачастую единственным видимым участником данного процесса является телеведущий, который, фактически находясь между властью и обществом, вынужден не столько налаживать между ними социальный диалог, сколько манипулировать фактами и событиями, о которых сообщает, в интересах власть имущих, лавировать между интересами телевизионной аудитории и руководства
26
Чувственный характер современной телевизионной культуры приводит к тому, что социальный институт телевещания «уклоняется от позитивных явлений в пользу негативных, от обычных типов и событий к патологическим, от свежего воздуха нормальной социально-культурной действительности к социальным отстойникам, и, наконец, оно становится музеем патологий и негативных феноменов чувственной рациональности».1
Более того, телевизионный продукт эпохи чувственной культуры произведён «ради релаксации, потребительства, развлечения и удовольствия,
Л
для стимуляции усталых нервов и сексуального возбуждения» и «становится товаром, произведенным в первую очередь для продажи»3, что в условиях рыночного регулирования современного телевизионного бизнеса является нормой общественных отношений.
С производственной точки зрения в процессе интеллектуальной деятельности (в сфере «духовного производства», по К. Марксу) телевизионный ведущий, являющийся автором или соавтором телепрограммы, может испытывать вмешательство со стороны руководства телеканала и спонсоров, имеющих собственное видение её формы и содержания. В ситуации, когда это приводит к несоответствию первоначального авторского замысла конечному результату, телеведущий (тележурналист) отчуждается4 от результатов своего труда, информация превращается в товар, в котором автор сообщения уже не является её собственником.
Однако дабы сохранить за собой место ведущего популярной телепрограммы, работник телекомпании вынужден согласовывать своё поведение с непосредственным окружением. Согласно концепции М. Вебера, действия телеведущего в этих случаях можно назвать чисто социальными действиями, поскольку «такое действие...соотносится с действием других
1 Сорокин П. Указ. соч. С.454.
2 Там же. С. 454.
3 Сорокин П. Указ. соч. С. 455.
4 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Экоиомнческо-фнлософскнс рукописи 1844 года. Соч. Т.42. С.89-90.
27
людей и ориентируется на него»1.
В этом контексте следует отмстить, что определяющим и самым распространённым типом социального действия, но мнению М. Вебера, является действие целерациональное, при котором личностное «поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий»". Специфика работы телеведущего предполагает немалую долю целерационального в поведении, поскольку цель действий - стать высокооплачиваемой «телезвездой», средства - удачный, привлекательный для широкой аудитории имидж; частое появление на экране; оригинальный замысел программы, выходящей в прайм-тайм; результаты - популярность, известность и жёсткое, порой агрессивное соперничество с себе подобными.
В то же время нельзя не сказать о том, что действия телеведущих могут быть основаны на представлении о самодовлеющей ценности поведения как такового. «Чисто ценностно-рационально действует тот, кто, невзирая на возможные последствия, следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, религиозных предначертаниях, благочестии или важности «предмета» любого рода. Ценностно-рациональное действие (в рамках нашей терминологии) всегда подчинено «заповедям» или «требованиям», в повиновении которым видит свой долг данный индивид»3. Примерами тому служат трагические истории жизни телеведущих В. Листьева и А. Боровика, которые, предполагая возможность своей гибели, считали своим долгом доносить до телеаудитории правдивую информацию о происходящих процессах в России и за её пределами. Здесь применимо такое утверждение М. Вебера: «Не то удивительно, что многие журналисты «девальвировались» как люди, сошли с колеи, но то, что, тем не менее, именно данный слой заключает в себе столько драгоценных, действительно настоящих людей, что в это трудно поверить постороннему» \
1 Вебер М. Понятие социального действия //Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 625.
2 Там же. С. 630.
3 Вебер М. Мотивы социального действия // Там же. С. 628.
4 Вебер М. Политика как призвание и профессия //Том же. С. 669.