Ви є тут

Современный университет как социальный институт

Автор: 
Осипова Наталья Викторовна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192893
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение 3
Глава 1. Социально-экономический институт как объект социологического знания 13
1.1. Социологическая традиция в исследовании социальных институтов 13
1.2. Социальный институт образования 29
1.3. Институализация университета 39
Глава 2. Социально-исторический анализ становления и развития российского университета 47
2.1. Институциональные предпосылки развития российского университета 47
2.2. Современный университет в социально-экономическом контексте 64
Глава 3. Социализация личности студента как важнейшая социальная функция университета 81
3.1. Нормативно-ценностные представления в среде современного студенчества 81
3.2. Углубление социальной дифференциации в образовательной сфере 96
3.3. От корпоративного университета - к модели университета общества безопасного развития 105
Заключение 119
Список использованной литературы 121
Приложения 132
Р
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследовании. Рубеж XX - XXI вв. отмечен во всем мире повышением интереса к высшему образованию как одному из важнейших факторов устойчивого развития человечества. Не случайно, образование сегодня относят к одной из глобальных проблем современности, ибо богатство страны определяется не столько природными и технологическими ресурсами, сколько человеческим капиталом, имеющим высокую цену на рынке труда.
Проблемы высшего образования также привлекают внимание передовой общественности современной России, а политика в области образования называется «инструментом повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры»1. Именно этим во многом объясняется принятие Государственным Советом России «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
Система высшего образования является одним из наиболее массовых социальных институтов российского общества. Социально-экономические преобразования, происходящие в России, повлекли за собой значительные изменения в высшем образовании, в том числе и университетском.
Согласно Закону РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в Российской Федерации установлены такие виды высших учебных заведений, как университет, академия и институт. В 90-х годах прошлого столетия происходил массовый процесс переименования учебных заведений и возникновения большого количества университетов. В результате «университетизации» в нашей стране
1 Образовательная политика России на современном зтапс. Доклад Государственного Совета РФ. - М., 2001. СЮ.
3
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованных источников, интернет-ресурсов и приложений.
12
Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
1.1. Социологическая традиция к исследовании социальных институтов
Исследуя сегодня новые условия, в которых оказались российские университеты, следует иметь в виду, что, вообще говоря, исторические ситуации не могут быть абсолютно новыми. Вероятно, нечто похожее уже встречалось в истории. В этом смысле весьма полезным, на наш взгляд, оказывается рассмотрение истории формирования и развития этико-психологической концепции «хозяйственный институт» в работах Г.Шмоллера, А.Вагнера и других ученых - институционалистов [102, 103,105].
Г.Шмоллср, глава «молодой» исторической школы, автор целостной концепции, сочетающей экономический анализ с исследованием национальных, этических и культурных факторов, объяснял общность различных социальных систем и происхождение современных институтов глубинными историческими корнями, или «этосом», кристаллизировавшемся в праве и нравах в форме общего духовно -нравственного сознания, воздействующего на все поведение людей и на их хозяйственные действия.
Рассматривая регулирующие функции института, Г.Шмоллер использовал структурно - функциональный и исторический методы научного исследования. В первом случае «учреждения» (институты) представлены в качестве совокупности формальных и неформальных норм, выраженных в самостоятельных понятиях «право» и «нравы». Второй метод позволяет на основе исторического материала провести