Ви є тут

Русская сельская молодежь полиэтнического региона: трансформация духовно-нравственных ценностей в условиях становления гражданского общества : на материалах Республики Бурятия и Читинской области

Автор: 
Бояк Татьяна Николаевна
Тип роботи: 
трансформация духовно-нравственных ценностей в ус
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
355
Артикул:
191985
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы исследования трансформации духовно-нравственных ценностей русской сельской молодежи в условиях становления гражданского общества..........22
1.1.11онятие «гражданское общество» в обществоведческой литературе 22
1.2. Сельская русская молодежь в социальной структуре российского общества..........................................................51
1.3. Содержание понятий: «ценности», «духовно-нравственные
ценности».........................................................80
ГЛАВА II. Изменение духовно-нравственных ценностей русской сельской молодежи в условиях становления гражданского общества в России...........................................................113
2.1. Условия и факторы трансформации духовно-нравственных ценностей русской сельской молодежи........................................113
2.2. Динамика духовно-нравственных ценностей русской сельской молодежи.........................................................148
2.3. Этнонациональные ценности и социализация русской сельской молодежи.........................................................187
ГЛАВА III. Народные традиции: их роль и место в формировании ценност ных ориентаций сельской молодежи в условиях становления гражданского общества............................................220
3.1. Празднично-обрядовые традиции в структуре русских народных традиций.........................................................220
3.2. Игра как основной механизм праздника в формировании ценностных ориентаций личности..............................................245
3.3. Празднично-обрядовые традиции в системе ценностей современной сельской молодежи................................................258
3.4. Пути повышения роли празднично-обрядовых народных традиций в формировании ценностных ориентаций современной молодежи..........289
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................310
ЛИТЕРАТУРА........................................................323
ПРИЛОЖЕНИЕ
341
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Переживаемые современным российским обществом коренные изменения, обусловленные его трансформацией, поставили проблему молодежи, ее предназначения в этих изменениях в ранг наиболее значимых. Будучи динамичным социальнодемографическим образованием, молодежь выполняет в обществе важную функцию смены поколений, принимает непосредственное участие в преобразовании всех сфер жизнедеятельности социума. С другой стороны, характер и содержание деятельности молодежи в обществе как субъекта социального развития напрямую зависит от объективных условий социальной среды, предлагающих ей определенные модели социализации. Условия становления гражданского общества, сопровождающиеся процессами распада прежней системы ценностей, идеалов, существующих моделей социализации и поискам новых, не могли не оказать влияние на личностное формирование и развитие молодежи. Данное влияние закономерно носит противоречивый, неоднозначный и неустойчивый характер, что обуславливает широкий круг молодежных проблем, требующий многоаспектного изучения. В нашем исследовании сосредотачивается внимание на одном из них: выявлении духовно-нравственных ценностей русской сельской молодежи полиэтнического региона (на примере Бурятии и Читинской области).
Процессы, связанные с актуализацией идеи гражданского общества, наблюдающиеся в России относительно недавно, имеют сложный характер и специфические черты, обусловленные региональными особенностями, поселенческими признаками (город, село), нуждаются в научном анализе. Прогрессивное развитие России, успешность реализации в ней принципов гражданского общества органично связаны с возрождением села, подъемом сельского хозяйства, сохранением высоких духовно-нравственных ценностей в ориентациях всех групп, составляющих сельское население, и особенно
Диссертационное исследование выполнено при финансовой поддержке фанта Президента Российской Федерации № МК-3813.2005.6.
34
появления государства. Появление разнообразных движений, ассоциаций призваны нейтрализовать колонизацию государством частной жизни людей.
Сомнения высказываются также относительно положительной направленности идеи гражданского общества и соответственно необходимости се реализации на практике. Всегда ли верным является мнение о том, что функционирование множества институциональных механизмов разных уровней упрочняют сферу равенства, солидарности внутри общества? Возникшие на основе разных интересов социальные организации могут конкурировать, противостоять друг дру1у. Возникшие конфликты способны оказать негативное влияние на общество.
Такие негативные проявления могут обнаруживать себя при неверной стратегии развития гражданского общества, неадекватном понимании и воплощении идеи гражданского общества на практике. В основе понятия «гражданское общество» лежат три основные идеи: присутствие в мире некоторой имманентной разумности; присутствие в обществе некоторой имманентной солидарности; присутствие в человеке некоторой имманентной автономности. Соответственно успех решения вопросов соотношения идеи солидарности и автономности (достижения гармонии, солидарности в обществе в условиях сосуществования многих социальных организаций, основанных на многих личностных интересах, разных, порой противоположных, не соотносящихся, но требующих своей реализации) зависит от степени преобладания разумности, умения разумно выстроить в обществе социальные связи, коммуникации между различными социальными институтами, организациями. Одной из функций и задач фажданского общества является повышение эффективности коммуникативных связей. В гражданских ассоциациях и организациях осуществляется продуктивный диалог субъектов, основанный на горизонтальных связях, взаимопонимании, достижении согласия. Конфликтность диалога (влекущая разрушительные последствия) характеризует отклонения от модели фажданского общества, неверность ее выстраивания.