Ви є тут

Формирование патриотизма у российского студенчества

Автор: 
Никова Марина Александровна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192884
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введен не
Глава I. Патриотизм как социальное явление Глава II. Роль и влияние средств массовой информации на формирование чувства патриотизма у молодежи
Глава III. Уровни н механизмы формирования личности студента как патриота России Заключение Литература
Приложение I. Анкета для выяснения сформированно-сти патриотизма и отношения к военной службе у молодежи призывного возраста
Приложение 2. Постановление Правительства Российской Федерации о государственной программе *Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» от 16.02.2001 г. №22
Приложение 3. Государственная программа «гПатриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.»
Приложение 4. Мероприятия по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»
3-15
16-50
51-69
70-106
107-116
117-124
125 13 0
131
140
3
Введение
События последнего времени показали, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание разных социальных и возрастных групп населения, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной утрата нашим обществом традиционно российского сознания. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
Особенно это касается молодежи, в среде которой происходит усиление аморальности и преступности. Современное состояние России, конечно же, очень мало способствует проявлению высоких патриотических порывов у молодежи в целом, и студенчества в частности. Нынешнее социально-психологическое состояние российского общества и его молодой генерации может быть охарактеризовано понятием "фрустрация”. Это и потеря перспективы, и растущие растерянность, и тревога, и неуверенность в завтрашнем дне, и чувство безысходности, обманутости, обойдснности, и обесценивание стимулов и мотивов созидательной деятельности, и доминирующие установки жить одним днем. Проявляется устойчивая тенденция падения среди молодежи престижа военной и государственной службы.
13
ции, признаваемые современным молодым поколением, находятся в процессе становления, идет процесс их закрепления в качестве норм жизни.
4. Известно, что чувство патриотизма прививается человеку еще в раннем детстве. Основным воспитателем являются семья, затем - школа, различные организации либо вуз, а потом молодой человек самовоспитывается под влиянием внешних факторов. Процесс самовоспитания непрерывен и осуществляется на протяжении уже всей жизни.
Новизна исследования определяется самой постановкой проблемы формирования патриотизма у современного студенчества на данном этапе развития нашего государства в условиях перехода страны к рынку, изменения жизненных ориентиров, соотношения национального и глобального.
Новое поколение не видело трудностей (войны, голода). Сегодняшние дети вырастают в мире, которого не знали старшие. Меняется само поколение, ориентирующееся на систему зарубежных ценностей. В свою очередь, именно эта система ценностей в большей степени создает общественную атмосферу недовольства, раздражения, агрессивности.
Далее в работе исследуется нестабильность ценностных ориентаций поколений в постсоветской России, многократно усиливающаяся противоречивостью объективного положения большинства населения сегодня. Обоснована целесообразность усиления влияния и роли государства, государственных учреждений, различных социальных институтов на процесс формирования чувства патриотизма у российского студенчества
14
Теоретическая и практическая значимость работы. Диссертация может послужить основой для дальнейшего глубокого изучения процесса формирования чувства патриотизма у молодежи, и студентов в частности. Положения и выводы могут быть использованы и как теоретические разработки, и в качестве методики при разработке программ социологических исследований по проблемам молодежи, а также по теме «Патриотическое воспитание подрастающего поколения». Материалы исследования могут быть использованы для обоснования управленческой деятельности вузов, определяющей содержание учебного процесса и его организационные формы, могут способствовать более эффективному решению актуальных проблем студенческой молодежи.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были изложены на заседании кафедры социального партнерства и профсоюзного движения Академии труда и социальных отношений. Результаты диссертационного исследования отражены в ряде публикаций автора в спецвыпуске научного журнала «Труд и социальные отношения» «Соискатель», 2003, №1, №2, объемом 0,4 п.л. и 0,5 п.л. соответственно.
Некоторые положения и выводы из диссертационного исследования легли в основу рекомендаций для подготовки докладов к заседанию круглого стола, проведенного в АТиСО (г. Москва) 4 апреля 2003 года, где обсуждалась тема «Морально-нравственное и патриотическое воспитание молодежи», для материалов Межрегиональной конференции по проблемам молодежи (Москва, АТиСО, ноябрь 2003 г.), к восьмому Всероссийскому научно-
промышленному форуму «Россия единая», Ниж. Новгород 10-15 сентября 2003 года, а также к Межрегиональной конференции по