Ви є тут

Перформансная коммуникация в контексте социальных процессов эпохи постмодерна

Автор: 
Коркия Эка Демуриевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
321246
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................3
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРФОРМАНСНОЙ
КОММУНИКАЦИИ........................................................14
§1. Постмодернизм как попытка духовного освоения социальных реалий
постмодерного общества............................................14
§2. Принципы социологического изучения перформансной коммуникации как
особого коммуникативного процесса.................................27
§3. Проблема идентичности в эпоху постмодерна.....................37
Глава II. ПЕРФОРМАНСНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
....................................................................57
§1. Перформансиая коммуникация как особый тип коммуникативного процесса.... 57
§2. Принципы типологизации перформансной коммуникации.............74
Глава III. АНАЛИЗ ПЕРФОРМАНСНОЙ КОММУНИКАЦИИ........................87
§1. Тенденции перформансной коммуникации в современном театре (на примере
анализа спектакля театра им. Е.Вахтангова «Дон Жуан и Сгаиарель»).89
§2. Флэш-моб как принципиально новый тип перформансной коммуникации 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................125
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ.............................................136
з
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Современная эпоха, начало которой относят ко второй половине XX века, ознаменовалась колоссальными переменами цивилизационного значения, сочетающими в себе высочайший динамизм и глобальность масштабов. Эти перемены так или иначе повлияли на содержание и характер протекания всех социальных процессов современного сообщества, что и дало основание многим исследователям констатировать существенную новизну наступившего состояния по сравнению с состоянием модерна, характерного для всего периода нового времени. Эта новизна, по-разному оцениваемая мыслителями и проявляющаяся в целом множестве как взаимосвязанных, так и различных, не зависящих друг от друга характеристик социального целого, получила концептуальное отражение в понятии «постмодерн».
Общепринятого представления о том, что такое «постмодерн», пока не сложилось. Во многом это объясняется тем, что, как отмечает С.А.Кравченко, «постмодерн представляет собой эпоху в развитии человечества, для которой характерно качественное увеличение неопределенности весьма многих социальных реалий» 1 . В то же время многие ученые, «проявляя воистину незаурядное социологическое воображение, пытаются создать теории, которые позволяли бы углублять наши представления о характере новейших социальных тенденций, о том, каковы сегодня наши самоиредставления, в каких направлениях идет развитие человеческой цивилизации»2. П.Козловски пишет, что «на сегодняшний день постмодерн в философии и искусстве представляется еще открытой ареной столкновений конкурирующих сил»3.
1 Кравченко С.А. Социология: Парадигмы через призму социологического воображения. Учебное пособие для вузов Изд. 2-е, перераб., доп. - М: Экзамен, 2004. - С. 578.
2 Там же.
* Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития / П. Козловски; Пер. с нем. Л.В. Федоровой и др. - М.: Республика, 1997.-238 с. - («Философия на пороге нового тысячелетия»). - С. 36.
13
инициаторами и реципиентами; б) символы, используемые в перформансной коммуникации: преобладающий тип символов, способы их демонстрации, характер обращения с символами; в) форма перформансной коммуникации: объявленная, необъявленная, сопровождающаяся или не сопровождающаяся созданием творческого продукта.
Теоретическое и практическое значение работы определяется научной ценностью и новизной перечисленных результатов. Содержание диссертации, ее основные выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего углубленного изучения отдельных аспектов социологии коммуникации.
Основные результаты данного исследования могут быть использованы в педагогических целях, при чтении спецкурсов, посвященных социальной структуре, социальным институтам и процессам и др.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора по теме исследования, а также в выступлениях диссертанта на ряде научных форумов.
Структура работы определяется последовательностью целей и задач. Диссертация состоит из трех глав, включающих семь параграфов, введения, заключения и списка использованных источников и литературы.
14
Глава I.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРФОРМАНСНОЙ КОММУНИКАЦИИ
§1. Постмодернизм как попытка духовного освоения социальных реалий постмодерного общества
Понятия «посмодерн» и «посмодернизм» возникли в 70-х гг. XX в. Первоначально они имели хождение среди людей, близких к архитектуре, и использовались для характеристики некоторых особенностей новейшего архитектурного стиля, не укладывавшихся категории «модерн» и «модернизм». В 1978 г. понятие «постмодерн» было терминологизировано в книге Ч.Дженкса «Язык архитектуры постмодерна»9, где ему были приданы не только искусствоведческие, но и мировоззренческие коннотации. По справедливому замечанию Ю.Н.Давыдова, «специфически художественные определения архитектуры - этого едва ли не наиболее синтетического из искусств - лете всего поддаются ассимиляции в рамках всех других искусств, задавая им некий общий стилеобразующий принцип. <...> А там, где та или иная стилистическая тенденция раскрывается как общая для многих, если не всех видов искусства, она уже приобретает значимость эстетической категории, т.е. категории эстетики, которая резонно считается частью философии, наряду с этикой, логикой и онтологией»10.
Таким путем и первоначально архитектурный термин «постмодернизм» превратился сперва в общеэстетическую и культурологическую категорию, а затем еще больше расширил свое значение, наполнившись общемировоззренческим, эпистемологическим, гносеологическим и, наконец, онтологическим содержанием.
Что касается соотношения терминов «постмодерн» и «постмодернизм», то оно не является однозначно определенным. Существует тенденция использовать первое из
чСм.: Джейкс Ч. Язык архитектуры постмодерна / Пер. с англ. А.В.Рябушкина, М.В.Уваровой. - М.: Стройиздат, 1985. - 136 С.
10 Давыдов 10.Н. Патологичность «состояния постмодерна» // Социологические исследования. 2001. №11,-С. 3.