Ви є тут

Карьерные ценности государственных служащих

Автор: 
Еремина Екатерина Витальевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271859
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Карьера и ценности как объекты социологического анализа
§ 1. Основные теоретико-методологические подходы к исследованию понятия карьеры 13
§2. Ценности современного общества и их роль в
профессиональном становлении личности государственного служащего 40
Глава 2. Ценностный аспект в карьере государственного служащего
§1. Особенности карьерного процесса в системе государственной службы 71
§2. Терминальные и инструментальные ценности карьеры
государственного служащего 107
149
Заключение
Законодательно-нормативные документы 155
Библиография 156
Приложение 171
ВВЕДЕНИЕ
3
В период проведения социально-экономических и политических реформ в России наиболее остро ощущается потребность в компетентных и высоконравственных работниках органов государственного управления. Значительная часть государственных служащих получила подготовку и профессиональные навыки с учетом требований прежней партийно-советской системы управления. В условиях становления рыночных отношений существенно меняются содержание государственного управления и характер государственной службы. Изменение структуры и принципов деятельности органов государственного управления предъявляет особые требования к профессиональным и духовно-нравственным качествам государственных служащих. Решение новых задач, поиск эффективных методов реализации функций органов государственного управления требуют от государственных служащих высокого уровня профессионализма, готовности к творческому саморазвитию как в профессиональном, так и в личностном плане. От профессионализма и нравственности во многом зависит не только авторитет власти, эффективность реализации стратегических целей и конкретных решений на всех уровнях управления, но и соци&чьное самочувствие общества в целом. Старые методы в условиях рыночной экономики не подходят, а новые еще только вырабатываются. Любое государство сильно, прежде всего, своей четко организованной и высокоэффективной государственной службой. Основная функция государственной службы - это управление. Уровень управляемости является важнейшим критерием эффективности работы государственного аппарата. Кроме опыта, специальных знаний и умений, специалистам государственной службы необходимо иметь способность к анализу и прогнозированию социально-экономических и политических процессов. Государственные служащие должны иметь нравственную позицию гражданина, отстаивающего общегосударственные интересы.
16
Важно отметить, что среди первых исследований по карьере, проведенных в нашей стране, были исследования в сфере производства. Этим активно занимались, начиная с середины 70-х годов, социологи И.С. Мангутов,
О.В. Крыштановская, Н.К. Маусов, М.Н. Кулапов, П.В. Журавлев и другие.1
Среди главных проблем, стоящих перед этими учеными, были проблемы разработки эффективных методов использования профессионального мастерства рабочих и служащих с учетом их карьерного роста. Их исследования в данной области строились на анализе вертикальной и горизонтальной карьеры, с точки зрения их престижности в обществе, а также в аспекте влияния карьерных процессов на различные стороны трудового поведения. Карьера специалиста рассматривалась как один из видов мобильности в достаточно стабильных структурах иерархически организованного общества.
В последнее время деловая карьера в широком понимании все чаще рассматривается как карьера профессиональная, т.е «...профессиональное продвижение, профессиональный рост, переход от одних ступеней профессионализма к другим» [113, С. 123-124]. В таком понимании карьера близка к траектории движения человека к вершинам профессионализма. И результатом карьеры в данном случае является высокий профессионализм человека, достижение признанного профессионального статуса. «Для профессиональной карьеры характерно преобладание в трудовой деятельности человека профессиональной специализации, работа преимущественно в одной предметной профессиональной области, достижение им и признание профессиональным сообществом результатов его труда, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности. Как правило, профессиональные достижения создают предпосылки для формирования должностной карьеры» [161, С.55].
Крыштановская О.В. Инженеры. Становление и развитие профессиональной группы. - М.: ИСАНССР, 1989. -141 с.; Мангутов И.С. Мастер. Методы и практика руководства. - М.,1983,145 с.; Маусов Н.К., Кулапов М.Н., Журавлев П.В. Управление карьерой персонала в условиях производства. Учебн. пособие. - М.: Изд-во Российской экономической академии, 1993. - 144 с.
17
Таким образом, профессиологический подход к пониманию карьеры позволяет выявить и определить механизмы проявления мотивов карьеры в рамках конкретной профессиональной деятельности, выработать методы их стимулирования. Однако анализ развития карьеры только в рамках профессии выявляет, на наш взгляд, определенную односторонность в оценке карьерных возможностей индивида.
Более полному осмыслению сущности карьеры, на наш взгляд, может способствовать статусно-ролевой подход к ее пониманию, теоретические предпосылки которого находим в теории социальной статики и социальной динамики Огюста Конта. В природном процессе формирования различных комплексов и систем каждому объекту находится такое положение, в котором он наиболее устойчив к внешним воздействиям и эффективен в своих действиях. Такое положение называется статусом. Наличие статуса ограничивает свободу объекта рамками его положения и параметрами определенных ему функций. Отклонение от этих ограничений деструктивно для системы и, следовательно, нежелательно для сохранения статуса.
Карьера не может развиваться без достижения определенных статусных положений, которые позволяют индивиду закрепить свое состояние в условиях конкурентной среды. Вместе с тем, человек, как индивидуальное и творческое природное существо, теоретически представляется наделенным неограниченными потенциальными возможностями влиять на состояние любых образований, изменять их и себя в соответствии с представлениями о порядке и развитии. В реальной социальной жизни это далеко не так. Статус человека дает ему возможность закрепить свое положение в социальной среде, получить новые возможности для своего развития и самореализации в деятельности. Реально статус ограничивает его рамками тех возможностей, которыми на данном этапе обладает индивид. Такой подход к пониманию статуса приводит нас к аналогии с социальной статикой О. Конта, имеющей дело с устойчивыми (естественными) условиями существования любого индивида.