Ви є тут

Профессиональная переподготовка как механизм социально-профессиональной мобильности уволеных и увольняемых военнослужащих Российской Армии

Автор: 
Сапожников Лазарь Анатольевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
271577
179 грн
Додати в кошик

Вміст

■)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ............................................ 3
ГЛАВА 1. Профессионализация общества как фактор
социально-профессиональной мобильности................... 12
§ 1. Профессионализация общества и социально-
профессиональная мобильность кадров...................... 12
§2. Военная служба как профессиональная деятельность.
Кризис традиционной парадигмы массовой армии.............29
§3. Социально-профессиональная мобильность
военнослужащих как объект государственной
кадровой политики..................................... 51
ГЛАВА 2. Переподготовка уволенных и увольняемых военнослужащих как механизм их социальнопрофессиональной мобильности.......................... 76
§ 1. Социально-профессиональная мобильность и социальное самочувствие военнослужащих
в ходе реформирования Вооруженных Сил •............... 76
§2. Переподготовка уволенных и увольняемых военнослужащих как механизм их социально-
профессиональной мобильности.......................... 106
§3 Роль диверсификации военного образования в социально-профессиональной
мобильности военнослужащих............................... 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................... 143
Список литературы....................................... 147
Приложение 1.............................................161
11риложение 2............................................ 162
Приложение 3............................................. 171
Приложение 4............................................ 173
Приложение 5............................................. 179
Приложение 6............................................. 1 83
3
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена изменениями, происходящими сегодня в военной сфере жизнедеятельности государства. Причем, эти изменения затронули не только собственно армию, но и общество в целом, вследствие крупномасштабного сокращения Вооруженных Сил. Так, с начала реформ из Вооруженных Сил было уволено 1200 тысяч военнослужащих, из них 400 тысяч офицеров. До 2005 года планируется сокращение еще 600 тысяч человек. А это породило ряд взаимосвязанных между собой проблем.
Во-первых, в глобальных масштабах потребовала своего решения проблема адаптации военнослужащих к гражданской жизни и, прежде всего, их профессиональной переподготовки. Отсутствие заранее проработанной единой системы государственной военно-кадровой политики не позволило оперативно и в полном объеме решать эту проблему.
Во-вторых, возникло глубокое противоречие между необходимостью построения профессиональной армии и падением имиджа профессии военного в силу недостаточной ее социальной и правовой защищенности.
В-третьих, выявилась необходимость уточнения применения классических теорий мобильности к современным условиям реформирования Вооруженных Сил России.
Органичная взаимосвязанность этих проблем, затрагивающих интересы как общества, так и армии, и обусловила рассмотрение автором, прежде всего, проблемы социально-профессиональной мобильности уволенных и увольняемых военнослужащих. В то же время, не претендуя на исчерпывающий охват всего предметного поля указанной проблемы, автор сосредоточил свое внимание на одном из
18
отбора, соответствующего образования и продвижения но службе, важнейшей его научной заслугой является очертание значимости того факта, что профессиональное разделение общественною труда — это сложное социальное явление и уже поэтому требует к себе специального научного внимания. К сожалению, многое здесь осталось еще пока вне поля зрения исследователей, и серьезное методологическое исследование проблем профессиологии еще ожидает себя. Хотя уже сейчас здесь просматривается эвристическая и прогностическая функция данного понятия. Например, здесь есть возможность предсказания динамики тех или иных профессий на базе изучения социально-экономических и политических процессов, т.е. предсказать тот или иной знак профессиональной мобильности в отношении гой или иной профессии и даже группы профессий с упреждающим построением соответствующих социальных технологий. Пока же все мероприятия, связанные с преодолением отрицательной социально профессиональной мобильности сводятся к разрозненным акциям по оказанию социальной помощи незанятому населению, в том числе уволенным и увольняемым военнослужащим.
Профессионализация — это не только создание правил и норм приспособления человека к определенному виду труда, но и необходимость социальной ответственности за судьбу человека при ликвидации этого вида труда или его сокращения. И именно в рамках такого осознания понятие профессионализации в работах Суслова В.Я., Шаповалова Е.А. наполняется социологическим смыслом. Речь здесь прежде всего идет о формировании системы профессионализации.
Под системой профессионализации понимается конкретно -историческая совокупность профессий, складывающаяся в результате закрепления определенных групп людей за конкретными видами
19
труда1. «11рофессиология — пишет А.И. Турчинов, — это отрасль социологии, изучающая профессионализацию как социальное явление, как систему формирования и управления профессиональным опытом
л
человека". При этом автор различает широкий, социологический смысл термина «профессионализация», означающий становление и развитие профессиональной структуры общества и узкий, как механизм включения человека в профессиональную структуру общества — «профессионализация труда».
Под профессионализацией в широком смысле этого термина А.И. Турчинов понимает «...социальное явление, обусловленное качественными и количественными изменениями в содержании и характере труда и характеризующиеся возникновением профессий и специальностей, профессиональной культуры, технологий включения человека в профессиональную деятельность, становления и развития его как профессионала». И здесь же автор считает необходимым дать определение термину «профессионализация труда»;
«Профессионализация труда» — эго процесс обретения трудовыми функциями такого уровня сложности, которые требуют от человека профессионального опыта; обретения трудовой деятельностью сс качественной формы — профессиональной деятельности», иными словами, это — «индивидуальная» профессионализация3.
Сама по себе простая ситуация исчезновения одних и появление новых профессий до возникновения ситуации глобального разделения и
; См.: Суслов В.Я. Труд в условиях развитого социализма. Л., 1976. С.70;
Шаповалов Е.А. НТР и становление новой системы профессионализации материального производства // Развитие человеческой деятельности в условиях научно-технической революции. Межвузовский сборник ЛГУ. 1984. С.112.
: Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта. 1998.-c.20.
■’ Цит. выше СОЧ..С.231: с.88