Ви є тут

Социализация подростка в детских движениях и объединениях в условиях российской действительности

Автор: 
Раковская Лариса Ивановна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
192367
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................... 3
ГЛАВА 1
ПОДРОСТКОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.1. Проблемы подростковой социализации в условиях современной 18
России ....................................................
1.2. Специфика подростковой социализации в условиях детского самоуправления................................................ 40
1.3. Социологический анализ детского самоуправления как позитивной возможности воспитания личности............................... 86
ГЛАВА2
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКА В ДЕТСКИХ И МОЛОДЁЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА
2.1. Социализация детей в детских движениях и объединениях Ставрополья................................................... 87
2.2. Агенты подростковой социализации и их роль в жизни общества.... 105
2.3. Перспективы детского самоуправления в условиях становления гражданского общества в России............................... 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................... 126
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................ 131
ПРИЛОЖЕНИЕ.................................................. 149
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Для современного российского общества ещё не выработавшего эффективных механизмов социального гомеостаза, нарастающая социальная поляризация обусловливает необходимость комплексного подхода к процессу социализации личности. Трансформационные процессы в обществе зачастую усиливают своё негативное воздействие на регулирование отношений между подростком и социальной средой. Реформирование институтов социализации, таких, как семья, школа, детские и молодежные коллективы, отражается, прежде всего, на степени социальной адаптации современного поколения детей. Сегодня можно наблюдать нормативно-ценностный кризис, сопровождающий реформирование российского общества и приводящий к тому, что молодёжь, не имея целостного устойчивого мировоззрения, неспособная противостоять асоциальным явлениям, скатывается на путь цинизма, безверия и апатии. И это в то время, когда от подрастающего поколения зависит судьба будущего, реформы нашего общества, его духовное и нравственное благополучие, культурное развитие. Проблемы молодёжи во многом связаны и с теми объективными процессами, которые происходят в современном мире: урбанизация, повышение удельного веса пенсионеров и лиц преклонного возраста, снижение рождаемости и т. д. Вместе с тем, молодёжные проблемы в России имеют и свою специфику, опосредованную нашей действительностью и той политикой, которая проводится по отношению к молодёжи.
Необходимость обращения к теме исследования определяется следующими обстоятельствами:
- молодое поколение является полноправным субъектом общества, который частью пассивно воспринимает предлагаемые ему общественные отношения, частью адаптируется к ним;
- подросток как объект социализации, сегодня познаёт, быстро и легко принимает те искажённые установки, ценности, способы поведения и
5. Свою гражданскую позицию молодые люди намерены реализовать в многообразных формах социальной активности, при этом их мнение совпадает с мнением экспертов - руководителей детских объединений по вопросам организации волонтерского движения, творческого и историкокраеведческого направлений.
Теоретическая значимость исследования:
- обоснована правомерность применения понятия «социализация подростка» в контексте социологических исследований проблем молодежной социализации;
- выявлена зависимость проблем современных российских подростков от статуса семьи, круга общения и от социально-экономической ситуации в стране в целом;
- показана динамика возрождения детского движения на современном этапе и возможность его воздействия на социализацию подростка в трансформирующемся сообществе;
- детское самоуправление представлено как детерминанта ранней ресоциализации подростка в период его продвижения к социальной зрелости;
- разработана и апробирована в ходе многолетней практической деятельности авторская личностно-ориентированная модель разновозрастного объединения, обеспечивающего позитивную социализацию подростков и развитие готовности к социальному самоопределению (которое представлено в модели детско-юношеской организации).
Практическая значимость исследования.
1. Подготовлена программа творческого объединения «Содружество», действующая с 2002 года в лицее №14 г. Ставрополя и обеспечивающая социальную поддержку подростков в процессе участия в детском движении.
2. Материалы исследования могут быть использованы для организации подросткового досуга как в условиях учреждений дополнительного образования, так и на базе общеобразовательных школ и лицеев любого типа.
Полученные результаты используются в работе детского объединения лицея №14, ДДТ Промышленного района г. Ставрополя. Рекомендации, предложенные в работе, могут быть положены в основу совершенствования подготовки руководителей детских движений и объединений, студентов в условиях вузов и городских дворцов детского творчества, при разработке спецкурсов по социологии и социальной педагогике.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре социологии и социальной работы Северо-Кавказского государственного технического университета и рекомендована к защите по специальности 22.00.04 -Социальная структура, социальные институты и процессы.
Основные положения и выводы диссертации изложены в 11 публикациях общим объёмом 2,4 п.л. Теоретические положения, практические результаты, предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, излагались и обсуждались автором на научных и научно-практических конференциях: Международной научно-практической
конференции «Психолого-педагогические технологии подготовки специалистов в условиях интеграции гуманитарного и технического знания» (г. Ставрополь, 2005); Всероссийской научно-практической конференции «Развитие интеллектуально одарённых детей в условиях перехода к профильному обучению» (г. Ставрополь, 26-27.01.2006); II Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» 2005 - «Будущее России: стратегия развития» (г. Москва, декабрь - 2005); на региональной научно-практической конференции «Социально-психологические и педагогические проблемы развития личности учащейся молодёжи» (г. Михайловск, 2002); на IX региональной научно-технической конференции «Вузовская наука -Северо-Кавказскому региону» (г. Ставрополь, 2005); на краевой научно-практической конференции «Школа-лаборатория в образовательной системе Ставропольского края» (г. Ставрополь, 2001); 70-й межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современных гуманитарных и социально-экономических исследований» (г. Ставрополь,