0
ВВЕДЕНИЕ
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. Теоретике - методологический основы исследования социального института самоуправления в российском обществе..............17
1.1 .Социальные институты как “естественные системы” в теориях структурного функционализма................................................ 18
1.2. Институционализация и реинституционализация местного самоуправления в России........................................................40
ГЛАВА 2. Специфика социальной деятельности и социальных отноше-
ний в рамках института самоуправления казачества..............67
2.1.Казачье самоуправление на юге России: понятие, основные уровни и функции.......................................................68
2.2.Развитие социального института самоуправления казачества в зависимости от трансформирующихся потребностей в российском обществе............................................................95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................143
Библиографический список использованной литературы...........152
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Институт местного самоуправления в силу своей природы выступает связующим звеном между населением и государственными структурами и может служить эффективным инструментом региональной политики. Через укрепление института местного самоуправления возможно формирование реального механизма взаимодействия общества и государства. Развитие социального института местного самоуправления в этом смысле способно содействовать укреплению российского государства, его территориальной целостности, снижению вероятности возникновения социальных напряжений и национальных конфликтов, формированию адаптированной к местным особенностям экономики.
Местное самоуправление - организационная форма объединения прежде всего местного сообщества, первичный уровень народовластия. Оно обеспечивает относительно автономное развитие поселенческих общностей, и ему всегда сопутствует выборный принцип, реализуемый на ограниченной территории, самостоятельная система источников финансирования. Всевозрастающий интерес к различным формам самоуправления в современной России доказывает: в обществе происходит осознание того, что путь к конституционному строю и гражданскому обществу лежит через правильно организованное местное самоуправление.
“Эффективная демократия не может существовать без терпеливого построения снизу, от местных самоуправлений и от уровней провинциальных к уровню всероссийскому,”1 - отмечал А.И. Солженицын.
В соответствии со сложившимися тенденциями развития кратической системы общества, традиционно выделяют два источника развития института местного самоуправления: децентрализацию государственного управления, суть которого состоит в делегировании части властных функций на более низкие уровни, и объединение локальных сообществ в целях повышения эф-
1 См.:Лукин В.П.,Солженицын Д.И. Нельзя швырять нарол в игралище корыстных голосований. //Комсомольская правда -1993г.- 10 марта
кратическим принципам самоуправления, которыми отличалось устройство внутренней жизни казаков до конца XVII века, несмотря на то, что переход на службу Российского государства привел сначала к утрате ряда функций и полномочий органов управления, а к XIX века к потере в основном прежней самостоятельности.
4. Самовозрождение казачества потребовало самоорганизации казачьих обществ, оно начинается вместе с трансформацией общественных ценностей и реинституционализацией системы местного самоуправления в России.
5. В целях осуществления задач перехода к системе местного казачьего самоуправления необходимо предусмотреть переходный период, цель которого - формирование института местного казачьего самоуправления и законодательное обеспечение его деятельности в соответствии с конституционными принципами.
6. На современном этапе возможны три варианта осуществления казачьего самоуправления: а) местное управление в виде атаманского правления; б) органы территориального общественного самоуправления; в) казачье общество - как орган территориального самоуправления. В хуторах и станицах, где казачество составляет большинство населения, в современный период наиболее реально создание хуторских (станичных) общин.
Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивается: широкой источниковедческой базой; репрезентативной эмпирической базой; комплексным использованием разнообразных методов научного исследования и опорой на принцип преемственности знаний в социальных науках; теоретически и экспериментально апробированной исследовательской методики.
Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления в области социальной философии, истории, социологии и теории социального управления. Они имеют прикладное значение в сфере современного муниципального строительства на юге России, особенно в местах компактного про-
живания казачества.
Апробация результатов диссертационного исследования осуществлялась в процессе учебных занятий, выступлений и обсуждений на научных конференциях ученых и аспирантов Новочеркасской государственной мелиоративной академии и Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных, правоведческих и социальных наук при РГУ, семинарах, научно-методических совещаниях в 2001 г. и 2002 г. (г. Новочеркасск, г. Ростов-на-Дону)
Основные результаты исследования отражены в 8 авторских публикациях, общий объем более 3 печатных листов.
Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение, и список литературы, состоящий из 169 источников по проблеме.
- Київ+380960830922