Ви є тут

Стратегии социализации в период социальных трансформаций : Опыт анализа возрастной когорты

Автор: 
Левков Сергей Андреевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
270496
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение *111*|1ммм1(мм>и*м*н||1иим*и«и1нм1>нммм1м«н1м1н«н1н1ии1111мин1мгмнми1мм1аи1и1и1м«н1и<1м1 • 3
1. КРИЗИС И НОВАЯ ПАРАДИГМА СОЦИАЛИЗАЦИИ:
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ .................................................. 12
1.1. Возрастная когорта "позднего детства"
как предмет социологического анализа ....................................12
1.2. Социализация как вхождение в
стабильное социальное пространство ...................................25
1.3. Социализация в нестабильном обществе: социальный дрейф -............................................... 36
2. СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОЗДНЕГО ДЕТСТВА:
ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ) ......................................................58
2.1. Типология исследуемой возрастной когорты в Хабаровском крае ...................................................... • 58
2.2. Социальные акторы: -проблемы утраты
критериев социализации ................................................72
3. ОПЫТ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ
В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО ДЕТСТВА .........................................................8 4
3.1. Система социального образования: возможность и необходимость ее осуществления ...................................... 84
3.2 Игровые методы трансляции новых социальных знаний: социологическое обоснование и практическое применение .................................................. 101
3.3 "Молодежная элита": механизмы создания
и социальный смысл существования ................................... ...110
Заключение ...................................................... • 122
Библиография ................................................. „...129
ПРИЛОЖЕНИЯ • ааанаааааан.аашаааааааааааааааааааммааманианаааааа'мааамаа^ацпааааамааамнаа.ааакмааом.ин..... • X 4 «У
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Период радикальных социальных трансформаций, переживаемый сегодня Россией, ставит принципиально новые, еще неисследованные проблемы перед социальной наукой. Одной из таких проблем является проблема воспроизводства обществом своей социальной структуры в новых поколениях, проблема социализации. Традиционные модели социализации базировались на предельно четких критериях, которые общество предъявляло взрослеющему индивиду, на системе вознаграждений (материальных и статусных), которые оно гарантировало за соблюдение правил и порядка социализации. Сегодня общество оказывается не только не в состоянии осуществить вознаграждение, ко и достаточно внятно сформулировать: какой именно социальный агент будет им востребован. В этих условиях процесс вхождения взрослеющего человека в социальную структуру превращается из данного и заданного в сложнейшую теоретическую и жизненно-практическую проблему. Выявить закономерности формирования социальных стратегий в период позднего детства, проследить возможности оказания влияния на этот процесс мы и предполагаем в настоящей работе.
Объектом нашего исследования, таким образом, является возрастная когорта "позднего детства" - детей от 14 до 17 лет, проживающих на территории Хабаровского края.
Предметом анализа является процесс формирования базовых социальных стратегий в рассматриваемый период и исследование возможностей осуществления целенаправленного воздействия на этот процесс.
14
Эти параметры и позволяют выделить возрастную когорту и сделать ее предметом социологического исследования. Интерес к возрастной когорте "позднего детства" (14 - 17 лет) связан с тем, что именно в этот период юноша, получив некоторый предварительный набор социальных характеристик (первичная социализация), "входит" в общестзо (вторичная социализация). Под социализацией мы, вслед за Т. Парсонсом, понимаем "процесс становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие, распространенные и устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально-организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества" /153/.
В традиции, идущей от Г. Тарда /120/, интересующий нас аспект социализации - вхождение во взрослую жизнь -задается отношениями "учитель/ученик". Эти отношения впоследствии воспроизводятся в различных ситуациях и предопределяют собой социальные структуры. Тем самым, процесс "вторичной социализации" непосредственно включает в себя образовательную структуру. Система образования выступает главным "социализирующим контекстом". В качестве дополнительных "социализирующих контекстов" М. С. Каган /55/ выделяет контексты, связанные с первичной социализацией (семья, родственное окружение, дружеское окружение агента и его семьи и т.д.). Предполагается, что на рассматриваемом этапе действие этих контекстов ослабевает, но остается существенным. Через посредство учебной (образование) и игровой (иные контексты) коммуникации агент усваивает нормы, ценности и способы деятельности, принятые в данном обществе. Получает новый, характерный для следующей возрастной когорты ("молодые взрослые"), набор ролей и фигураций.