о
А-
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение................................................................. 3
Глава 1. Среднее образование как инструмент реализации целей
социальной политики государства......................................... 19
1.1. Теоретическая рефлексия подходов к исследованию социальной политики................................................................ 19
1.2. Система общего среднего образования как механизм продвижения приоритетных направлений современной социальной
политики................................................................ зз
Глава 2. Ресурсы среднего (полного) общего образования при
продвижении семейно-демографической политики России..................... 71
2.1. Представления о здоровом образе жизни: политическая,
религиозная и образовательная риторика.................................. 71
2.2. Социальные последствия и перспективы реализации
образовательной прщраммы «Основы здорового образа жизни» 82
Заключение........................................................... 104
Список использованных источников ...................................... • 108
Приложения............................................................... 123
Введение
Актуальность исследования социальной политики Российской Федерации в сфере реформирования школьного образования определяется необходимостью социологической рефлексии преобразований, не только затрагивающих интересы потребителей образовательных услуг, но и определяющих развитие общества в целом. Интенсивное развитие процессов глобализации и информатизации современного общества обусловили переосмысление целей и содержания образования, смену идеологии государственной образовательной политики страны. Анализ социально-политических тенденций развитых стран показал важность приоритетного внимания государства и общества к сфере образования для достижения высоких показателей в экономическом и социальном развитии. Направления реформирования образования в России свидетельствуют об увеличении внимания политики государства к ресурсам повышения эффективности п качества образовательных услуг, несмотря на реальное сложное положение дел в данной социальной сфере, ориентированной сейчас на вхождение России в мировое образовательное пространство.
Реформа системы образования в России длится на протяжении не одного десятка лет. Помимо традиционной функции передачи знаний, что было характерной чертой образования в постперестроечной России, в настоящее время на государственном уровне актуализируется усиление социальной направленности образования, которое становится активным агентом но реализации комплексных мер по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи, социальным сиротством. Первостепенное значение для государства и общества в деятельности школы имеет задача сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, формирования у него ценностного отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни. Социальная и воспитательная составляющие школьного образования в
на основе дискурс-анализа политической и образовательной риторики вскрыты противоречия в репрезентации здорового образа жизни подрастающего поколения;
на основе комплексного эмпирического исследования выявлены ресурсы школьного образования по продвижению социально-политических приоритетов, а также комплекс факторов, сдерживающих потенциал системы образования как здоровьеформирующей среды;
выработаны рекомендации органам власти, местного самоуправления, руководителям учреждений среднего образования но поиску дополнительных ресурсов для реализации приоритетных направлений российской государственной социальной политики в контексте программ общего среднего образования на региональном уровне.
Теоретическая и практическая значимость заключается в необходимости научной рефлексии того, как приоритеты и ресурсы социальной политики страны транслируются школьным образованием. Результаты данной работы позволят выявить тенденции к развитию, увеличению значимости для общества изменений в направлениях работы государственных и негосударственных агентов, но вопросам сохранения здоровья молодого поколения. Практическое значение результатов диссертационного исследования выражается в востребованности научно-методических и практических разработок по осуществлению дальнейшего моделирования наиболее эффективных ресурсов по формированию социально одобряемых качеств личности органами власти, региональными и муниципальными управлениями образования, провайдерами образовательных услуг. Научные результаты, полученные автором, применяются при изучении образовательной политики, социальной педагогики, социального мониторинга слушателями Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, студентами Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.
14
В ходе проведения теоретического и прикладного социологического исследования получены научные результаты, формулируемые автором диссертации как положении, выносимые на защиту:
1. Теоретическая рефлексия подходов к исследованию социальной политики зарубежными и отечественными социологами показала, ч то данные подходы имеют различие по своей направленности, исходя из тех целей и аспектов, которые ставит перед собой исследователь. Сущность современной социальной политики в условиях проявления кризиса носит патерналистский характер. Государство декларирует свои идеи с позиции вертикального социального контракта, поскольку он дает возможность манипулирования населением и ресурсами. Противоречивый характер развития социальной политики, на наш взгляд, целесообразнее изучать при интеграции структурно-функционального, иитеракционистского подходов, а также теории социального конфликта. Структурно-функциональный подход позволяет получить общую картину ожиданий государства от системы образования, интсракциоиистский подход помогает проанализировать возможности учреждений среднего . образования и потребителей образовательных услуг оправдать эти ожидания. Несовпадение ожиданий акторов, ресурсов и возможностей продуцирует конфликтную ситуацию. Исследовательская методология, таким образом, позволяет провести трехмерный анализ избранной проблемы.
2. В число приоритетных направлений современной отечественной . государственной политики входят такие значимые позиции как: реформа системы образования, здоровье подрастающего поколения, семья, права человека, активная гражданская позиция. Это те позиции, которые, так или иначе, должны быть заложены в содержание образовательных программ. Наделение образования функциями, традиционно относящимся к сфере здравоохранения, с одной стороны, парадоксально, с другой стороны, сфера образования обладает ресурсом потенциальной эффективности: образование является обязательным для каждого гражданина и в эту сферу вовлечено более
- Київ+380960830922