Ви є тут

Социальные проблемы развития негосударственного среднего профессионального образования в современной России

Автор: 
Даутова Танзиля Ахтямовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
184
Артикул:
191784
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
3-16
ГЛАВА 1. НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО МЕСТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
1.1. Теоретико-методологические основы изучения системы среднего
1.2. Социальные предпосылки возникновения, нормативно- правовые и организационные основы негосударственного сектора среднего профессио-
1.3. Состояние, особенности и тенденции развития негосударственного среднего профессионального образования 66-89
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.
2.1. Отражение в социальном портрете преподавателей проблем развития негосударственных средних специальных учебных заведений 89-109
2.2. Студенты о проблемах негосударственных средних специальных учебных заведений 109-131
2.3. Интеграционные процессы в системе среднего профессионального образования и перспективы развития негосударственных средних специальных учебных заведений 131-152
Заключение 153-159
Список использованной литературы 160 -184
профессионального образования как социального института
17-40
нального образования
40-66
2
ВВЕДЕНИИ
Актуальность темы исследования. Становление и развитие рыночных отношений в современной России привело к структурной перестройке во всех отраслях экономики и социальной жизни, включая социальнопрофессиональную сферу. Эти изменения предъявляют новые, более высокие требования к национальной системе образования, вызывая необходимость ее модернизации.
Модернизация отечественного образования обусловлена его интеграцией в мировое образовательное пространство, что означает переход на международные образовательные стандарты, к новым образовательным технологиям, к различным организационно-правовым формам учебных заведений и организации образовательной деятельности, и в конечном счете, к существенному повышению качества подготовки кадров.
Однако с началом рыночных реформ в сфере как высшего, так и в особенности среднего профессионального образования была в значительной мере утрачена регулирующая роль государства, что выразилось в разрушении механизма государственного заказа на специалистов, в проблемах финансирования, в потере былых тесных связей с промышленными предприятиями, которые активно участвовали в образовательной деятельности, предоставляя свои возможности для прохождения всех видов практики, подготовки дипломных работ и т.п. В результате в начале 90-х годов прошлого века отечественная система образования оказалась в условиях кризиса, который наиболее сильно затронул среднее профессиональное образование. Многие учебные заведения среднего профессионального образования перестали функционировать, без работы оказались квалифицированные педагоги, а без возможности получить профессиональную подготовку - тысячи молодых людей. Это отразилось на уменьшении числа специалистов со средним профессиональным образованием.
3
Глава 1. Негосударственное среднее профессиональное образование и его место в образовательном пространстве современной России
§ 1.1. Теоретико-методологические основы изучения системы среднего профессионального образования как социального института
Для теоретико-методологического осмысления сущности, содержания и тенденций развития среднего профессионального образования принципиальное значение приобретают сформировавшиеся в общсствоз-нании концептуальные основания анализа этого социального института. Но прежде остановимся на анализе интерпретаций ряда ключевых понятий, имеющих отношение к исследуемой проблеме. Одним из таких понятий является понятие «образование».
Термин «образование» имеет наибольший разброс толкований, отражая одно из самых сложных социально-педагогических явлений. Это понятие многозначно и может быть охарактеризовано только на междисциплинарном уровне. Поэтому оно входит в предмет научного интереса целого ряда наук.
Этимологически понятие «образование» связано со словом «образ», и уже здесь возможна многозначность его трактовки: одни связывают его с образом Божьим, другие - с ликом человека, делая упор на его личностную неповторимость, третьи - с образом человечества, его образом жизни и попыткой в образовании решить задачи идентификации личности с конкретноисторическим типом человека. В.А. Леднев считает, что в буквальном смысле «образование как формирование образа» введено в педагогику Иоганном Генрихом Песталоцци1. И.Я. Лернер, отмечая, что четкого определения образования в обществоведческой литературе нет, и что оно имеет право на многообразие трактовок, считает его «явлением деятельности, но определению и формированию образа человека и его места в мире»2.
1 См.: Лсднсв, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Лсдиеп. - М.: Высшая школа, 1991. - С. 21.
7 Лернер, И.Я. Философия дидактики и дидактика философии / И.Я. Лернер. - М., 1995. - С.6.
17
В академическом четырехтомном «Словаре русского языка» приводится два основных толкования рассматриваемого термина: 1) образование — это процесс усвоения знаний, обучение, просвещение; 2) образование — это совокупность знаний, полученных в результате обучения.1 Наличие различных толкований объясняется тем, что исследователи феномена образования выделяют для рассмотрения те или иные отдельные его аспекты, и следовательно, дают определения, которые отвечают конкретным познавательным задачам.
Прежде всего наукой, традиционно проявляющей интерес к образованию, как объекту исследования является педагогика. В педагогическом смысле образование предстает как процесс и результат приобретения человеком знаний, умений, навыков (обучение) и как процесс формирования личности, ее индивидуализации (воспитание). Так, например, В.А. Сластенин и его соавторы характеризуют образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). В этой формулировке образование трактуется как педагогический феномен. В то же время через раскрытие его функций авторы рассматривают образование как явление социальное, то есть как «относительно самостоятельную систему, функцией которой является обучение и воспитание членов общества»2.
B.C. Леднев предлагает закрепить понятие образования за процессом становления личности3. Ему оппонирует Ю.Г. Фокин, отмечая, что личность является результатом не только образования, она формируется и без всякого образования. Он понимает образование в буквальном смысле как формирование образа человеческого, некую завершенность в складывании черт лично-
1 Слопарь русского языка: В 4-х т./ АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под рсд А.П. Евгеньспой. - 2-е изд. испр. и доп. -М.: Русский язык, 1981-1984. T.2. К-О, 1982.-С.560.
: Педагогика: Учебное пособие для студентов пел учеб. заведений / В.А. Сластсини, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шнянова. - М.: Школа-пресс, 1997. - С.67.
3 Лсднсв, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев. - С. 23.
18