Ви є тут

Социальные аспекты профессиональной реабилитации инвалидов

Автор: 
Мухлаева Аделия Ильдусовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
269857
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................3
Глава 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ИНВАЛИДОВ.................................................14
1.1. Специфика процессов социализации и адаптации в структуре формирования личности инвалида............................14
1.2. Сущность и основные факторы профессиональной
реабилитации и адаптации инвалидов........................40
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН......................60
2.1. Объективные предпосылки и механизмы
профессиональной реабилитации инвалидов...................60
2.2. Объективные и субъективные факторы
профессиональной реабилитации инвалидов...................88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................115
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...........................124
ПРИЛОЖЕНИЯ...............................................146
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Проблемы социальной реабилитации, адаптации и профессиональной ориентации инвалидов в современных условиях относятся к числу актуальных как с точки зрения организации социальной политики государства, так и с точки зрения развития социальных исследований. Это объясняется несколькими обстоятельствами.
Во-первых, численность людей с физическими, психическими и интеллектуальными отклонениями в населении возрастает как абсолютно, так и относительно, как доля в общем количестве населения. Это вызвано значительной нагрузкой на среду обитания человека, экологическим загрязнением окружающей среды, ростом производственного и бытового травматизма. Кроме того, увеличение числа детей-инвалидов в известной мере является последствием развития медицинских технологий, которые в настоящее время могут сохранять жизнь многим детям, прежде обреченным на гибель.
Есть также чисто социальные причины возрастания актуальности проблемы, связанной с исследованием различных сторон жизнедеятельности инвалидов. Общий процесс демократизации, эгалитарные тенденции, появление и укрепление представлений о ценности каждой личности, независимо от ее физического или психического статуса, привели к тому, что инвалид стал все более восприниматься как личность, способная на полноценное участие в социальном развитии. Общество осознало и зафиксировало в международном законодательстве свои обязательства по созданию условий для реализации равных прав инвалидов с неинвалидами. Сформировалась и получила широкое распространение социальная модель инвалидности, на основе которой утвердился термин «человек с
13
Апробация исследования.
Основные положения диссертации отражены в 7 публикациях автора и обсуждены на 3 международных и межрегиональных научных, научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах (в 2000 -2001 гг., в том числе IV Международная научно-практическая конференция под эгидой ЮНЕСКО «Этические аспекты образования», Казань, 2001 г.).
Результаты диссертационной работы также обсуждались на заседаниях кафедры социологии Татарского института содействия бизнесу (2000-2001 гг.). Они были использованы Министерством социальной защиты населения Республики Татарстан при разработке концепции Центра дистанционного обучения инвалидов.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории и методики социальной работы Социальнотехнологического института МГУС.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ
1.1. Специфика процессов социализации и адаптации в структуре формирования личности инвалида
Анализ социальных проблем инвалидизации в целом и профессиональной реабилитации инвалидов в частности должен начинаться с рассмотрения социального явления предельно высокого уровня, но отношению к которому все другие аналогичные явления и процессы выступают как частные проявления - с точки зрения социализации.
Концептуальный анализ профессиональной реабилитации и профессиональной адаптации инвалидов связан с рассмотрением тех кардинальных базовых процессов, которые вводят людей в общество, делают их способными к участию в социальной деятельности, с одной стороны, и разрушают эту возможность, обрекают индивидов на дезадаптацию в случае каких-либо сбоев.
Подход к исследованию категории социализации основан на понимании необходимости определенных механизмов включения индивида в социальную общность. Социализация осуществляется независимо от воли индивида на первых этапах его существования, но этот процесс вовсе не сводится только к раннему детству. На более поздних этапах действуют другие специфические механизмы, позволяющие личности или группе включаться в различные структурные элементы социальной среды «путем стандартизации повторяющихся ситуаций, что дает возможность личности (группе) успешно функционировать в условиях динамического социального окружения»1.
1 Милославова И.А. Понятие и структура социальной информации. - Л., 1973. - С. 161.