Ви є тут

Социально-политические ориентации студенческой молодежи в условиях социальной трансформации в России

Автор: 
Селезнев Игорь Александрович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000297687
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................3
Раздел I. Теоретико-методологические основы исследования социально-политических ценностных ориентации...........18
Раздел II. Процесс социальной трансформации в России и системы социально-политических ценное гей..............47
Раздел III. Основные тенденции изменений социально-политических ориентаций студенчества в условиях
социальной трансформации в России (по материалам опросов московских студентов 1995-2000 гг.)............78
Заключение............................................119
Библио! рафия.........................................124
3
Введение
Актуальность исследования социально-политических ориентации российского студенчества в современный период обуславливается, во-первых, непостоянством, изменчивостью социального бытия, что делает его отражение в общее!венном сознании малопредсказуемым, и соответственно, нехваткой объективной аналитико-эмпирнческой и теоретической информации о протекающих социальных процессах и месте, роли и отношении к ним определенных социальных групп.
Во-вторых, налицо очевидное отклонение данных процессов от социально-желательных, высокая социальная цена и низкая эффективность проводимых реформ, явная деструктивность их последствий Последнее десятилетие XX в., ознаменованное в России идеологией вестернизации, подошло к концу. Столь же исчерпанной оказалась и сама эта идеология. На повестку дня встает выбор развития на собственных цивилизационных основах. Проведение подлинной модернизации российского общества возможно лишь во взаимосвязи с возрождением национальной культуры, в опоре на традицию, в том числе глубокое прочтение и осмысление и советского опыта социалисгической индустриализации. В подобных условиях для постиндустриальной модернизации, требующей увеличения вложений в 'сферу производства человека’, накопления ‘‘человеческого капитала", еще более возрастают требования к формированию соответствующего социального субъекта, вооруженного как современными технологиями, так и духовным и гуманистическим наследием русской, да и всей мировой культуры и способного стать движущей силой преодоления десятилетней общенациональной смуты.
В свете вышесказанного, студенчество, являясь источником пополнения рядов работников умственного труда, воспроизводства интеллектуального потенциала нации, привлекает внимание исследователя, поскольку может рассматриваться как обладающий ключом к будущему инициатор нововведений и фактор перемен. Станет ли сегодняшняя студенческая
13
особенностей, предложить объяснительные модели систем политических ценностей российского общества, выделить их базовые характеристики.
— На основе эмпирических данных опросов провести анализ влияния последствий социальной трансформации нашего общества на ценностные структуры политического сознания студенчества.
Выявить наиболее устойчивые тенденции в отношениях студенческой молодежи к явлениям и процессам сегодняшней общественной жизни в аспектах: внутри-, внешне- и этнополитическом.
— Оценить перспективные направления развития социально-политических ориентаций студентов, обосновать теоретические и практические выводы и рекомендации.
Обьект исследования: студенческая молодежь вузов г. Москвы второй половины 1990-х гг.
Предмет исследования: социально-политические ориентации студенчества.
В качестве основной гипотезы исследования выступает предположение об изменении доминанты в ориентациях студенческой молодежи со считавшихся господствующими с начала 1990-х г. всстернизацнонно-либсральных ценностей в сторону национально-модернизационных.
Т.У °Р?ТИ кр-мстодр л от :ич.ее кая база работы.
Работа выполнена в рамках преимущественно социологического подхода и опирается на идеи и теоретические положения как ученых марксистского направления, так и представителей немарксистской научной мысли: труды по аксиологической проблематике, концептуальные подходы, разработанные отечественными и зарубежными исследователями в рамках теорий культурноисторических типов, модернизации и постиндустриального общества, «новой зависимости» и «миросистемного анализа» и др.
В методологическую основу исследования легли положения о диалектическом взаимодействии общественного бытия и общественного сознания, взаимосвязи идеальных, ценностно-смысловых аспектов и мотивации деятельностной активности человека: признание активной и относительно самостоятельной роли идей и общественного сознания как
14
фактора преобразования общества; идеи об отражении в оценочных суждениях, позициях, занимаемых по тем или иным актуальным проблемам, социально-политических ориентаций индивида как представителя определенного социального слоя, его отношения к обществу, государству на макроуровне; принципы диалектической логики и историзма, единства исторического и логического, соотнесения обшего, особенного и единичного, объективности и конкретности рассмотрения, а также представления о цивилизационном плюрализме, мультилинейносги исторического процесса.
В целом работа выстроена на методе восхождения от абстрактного к конкретному, где в первом разделе рассмотрены общие теоретико-методологические основы исследования ценностных, в том числе социально-политических ориентаций, во втором — аксиологическое содержание процесса социальной трансформации в России, а в третьем — уже непосредственный анализ эмпирических данных об ориентациях студенчества в указанном социально-политическом контексте.
Эмпирическую базу диссертации составляют материалы социологических исследований, проведенных при непосредственном участии автора Центром социологии образования ИСПИ РАН под руководством к. ф. н. Т. В. Ковалевой в 1995-2000 гг. (опросы студенческой молодежи г. Москвы, общая выборочная совокупность более 3 тыс. чел.); анализ документов органов государственной власти и управления, статистических данных, публикаций отечественной и зарубежной печати по теме исследования, вторичный анализ результатов социологических исследований.
I !аучная новизна работы в значительной мере определяется концептуальным контекстом и системой координат рассмотрения и состоит в — построении концептуальной модели изменения систем политических ценностей, раскрывающей специфику процесса трансформации российского общества и применении сс для исследования общественного сознания студенчества: