Ви є тут

Общественная типология работников в координации кадровой структуры предприятия

Автор: 
Шматко Владимир Андреевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
270673
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ ..................................................... 3
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВОМ:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ И ЛИЧНОСТНЫЙ ФАКТОРЫ............................. 13
1.1. Типы социальной организации предприятия и личностный фактор управления ......................... 14
1.2. Социо-структурные аспекты руководства и исполнительского поведения работников .................. 35
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ РАБОТНИКОВ И ИХ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ В КАДРОВОЙ СТРУКТУРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ .................................................. 54
2.1. Модели социальной типологизации и их использование в профессиональном отборе . 55
2.2. Доминирующие признаки социотипсв как фактор распределения кадровых позиций ... 70
ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ , КАДРОВОЙ
СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ И УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КОЛЛЕКТИВА’............................ 92
3.1. Технологии кадрового строительства и процесс формирования коллектива ......................... 93
3.2. Социальное управление с учетом типологии работников и модели развития коллектива . 113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................. 132
ЛИТЕРАТУРА................................................... 136
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблемы управления предприятиями находятся в центре внимания и специалистов в области социологии организаций и теории организационного управления, и менеджеров-практикоз. Большинство специалистов считают, что рациональная организация управления -ключ к решению задач повышения эффективности производства и улучшения потребительских качеств товаров и услуг, столь актуальных в современной России.
Среди множества направлений теории организационного управления далеко не последнее место принадлежит вопросам управления персоналом, рационализации кадровой структуры предприятий, формирования работоспособного коллектива. Более того, именно это направление исследований и практических разработок является центральным в современной парадигме социально-ориентированного менеджмента, отдающей приоритет учету личностных особенностей и жизненных потребностей работников, созданию доверительных отношений между начальниками и подчиненными и благоприятной социальнопсихологической атмосферы на предприятии. Эта парадигма предполагает, что высокие производственные показатели являются результатом не принудительного администрирования и даже не только экономического стимулирования, а создания таких условий, при которых работники предприятия сами стремятся достичь общеорганизационных целей и делают это на основе полного использования своего творческого потенциала и способностей. Магистральной линией современного менеджмента служит переход от принуждения и стимулирования к заинтере-
13
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВОМ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
И ЛИЧНОСТНЫЙ ФАКТОРЫ
Сложный процесс управления социальной организацией зависит от множества факторов, включающих тип социальной организации, стили руководства и подчинения, доминирующий тип социальной стратификации, особенности структуры организации. Тип социальной организации является одной из составляющих организационной культуры, которая определяет все формальные и неформальные аспекты организационного функционирования. К числу ключевых субъективных компонент организационной культуры относятся личностные особенности, с одной стороны, руководителя организации и других ее менеджеров, определяющие стиль управления, а с другой стороны, личностные характеристики сотрудников, порождающие стиль подчинения. Поскольку управление социальной организацией представляет собой в конечном итоге субъект-субъектное взаимодействие, то стили управления и подчинения дополняют и взаимно обусловливаются друг другом.
Другую группу факторов влияния на управление образуют характеристики социальной структуры и стратификации, порождающие различные социальные расслоения организации и ее групповую структуру. Внутренняя структура и процесс управления в социальной организации - ее взаимодополняющие компоненты как сложной системы, но структура носит более устойчивый характер, хотя и подвержена обратному воздействию со стороны управления.
14
1.1. Типы социальной организации предприятия и личностный фактор управления
Среди множества социальных организаций наиболее многочисленную и одну из самых важных с точки зрения общественного развития групп образуют производственные предприятия, служащие объектом изучения в настоящей работе. Говоря о производственном предприятии, под его социальной организацией будем понимать совокупность социальных отношений между работниками и их группами. Целесообразно различать формальные и личностные подструктуры, причем «разделение это происходит на уровне индивида (личность и должность), отношений {руководство и лидерство), групп (коллективов и подразделений) вплоть до самых общих масштабов организации как целого»1.
Типология социальных организаций (не только производственного типа) может осуществляться по самым различным признакам. А.Пригожин выделяет два основных типа организаций как первичных образований на '•нижнем уровне общества:
1) административные (предприятия, учреждения и т.д.), которые создаются более широкими системами для решения специфических задач, внешних по отношению к организации;
2) союзные (общественные), цели которых вырабатываются изнутри и обобщают индивидуальные цели членов организации.
Возможная эмпирическая типология административных организаций представлена ниже.
1 Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980. С.8.