Ви є тут

Ценностные ориентации городской молодежи Республики Северная Осетия-Алания в реформируемом обществе

Автор: 
Мамсурова Евгения Алексеевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
167
Артикул:
1000332313
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............................................3
ГЛАВА ].МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ...................................12
1.1 .Теория ценностно-нормативного регулирования.....12
1.2. Потребности и установки как каналы социального взаимодействия.......................................23
ГЛАВА 2. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ГОРОДСКОЙ МОЛОДЕЖИ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ..............................47
2.1. Иерархическая структура ценностей молодежи гг. Москвы и Владикавказа........................................47
2.2. Особенности ценностных ориентаций в профессиональнотрудовой сфере......................................54
2.3. Гражданские ценности молодежи...................75
2.4.Духовно-нравственные и религиозные ценности......96
2.5. Ценностные ориентации молодежи в семейно-бытовой сфере 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................123
БИБЛИОГРАФИЯ.........................................130
ПРИЛОЖЕНИЕ...........................................142
3
ВВЕДЕНИЕ
В начале 90-х годов в жизненном мире россиян произошел перелом. Перемены, происходящие в обществе, накладывают свой отпечаток на индивидуальный уровень, на все категории граждан, в том числе и молодежь. Это влечет за собой переоценку стереотипов, норм и ценностей. Любое изменение в обществе ведет к изменению ценностных ориентаций общества.
Это приобретает особое значение для молодежи. Молодому поколению предстоит решать возникающие проблемы. Фундаментальные перемены ценностей, отражающие перемены во внешней среде, осуществляются постепенно, по мере смены поколений. От того, каких принципов, норм и ценностей придерживается молодое поколение, во многом зависит успех или неудача предпринимаемых в регионах, и в стране в целом, попыток выхода из кризиса.
В этих условиях актуализируется проблема изучения ценностных ориентаций молодежи. Изменения, происходящие в нашем обществе, и, в первую очередь, в экономической, социально-политической, духовной сферах, сказываются на ценностных ориентациях молодых людей. Можно предположить, что мир ценностей и норм формирующейся личности молодого человека, на которую оказывают влияние происходящие перемены. стал более изменчив и противоречив, что требует пристального внимания к процессу изучения ценностных ориентаций молодежи, ценностей современной социальной жизни. Социологический подход позволяет изучить содержание и характер изменений ценностных представлений молодежи в современном обществе с присущими ему сегодня трудностями и противоречиями, чем и определяется актуальность темы данной диссертации.
15
ных напряжений. Дюркгейм признает трансцендентный характер ценностей, но трансцендентность трактует в “имманентном” духе, редуцируя ее к обществу. С другой стороны, само общество в его интерпретации выступает как эмпирическое, а также в значительной мере трансцендентная реальность, источник и вместилище всех высших ценностей. Эти ценности доступны и, по его мнению, подлежат научному описанию [38, 34-65]. Однако такая позиция противостоит позиции М. Вебера, согласно которой ценности находятся по ту сторону эмпирической реальности, не сводимы к ней и могут быть предметом лишь веры, но не научного познания.
Таким образом, Вебер и Дюркгейм являются основоположниками ценностно-нормативного подхода к пониманию и объяснению социальных процессов. Под их воздействием формировались теоретические традиции современной функциональной школы. В рамках этой школы была разработана “теория социального действия”.
Понятие “социального действия”, выдвинутое в свое время Вебером, стало центральной теоретической категорией “теории социального действия”. Особое значение придавалось разработке нормативного аспекта. В центре этого аспекта находились понятия ценности и нормы. Выделяют четырех социологов: Флориана Знанецкого, Роберта Макиве-ра, Говарда Беккера и Толкотта Парсонса - в качестве главных фигур в разработке теории социального действия в Америке. Хотя только Беккер и Парсонс открыто признают влияние Макса Вебера, все четверо полностью соглашаются с веберовской концепцией социального действия. Все четверо принимают цели, средства, условия и нормы в качестве основных компонентов системы социального действия.
В американской социологии ценностная проблематика развивалась в направлении, в котором “ценности” выступали как средство формального соотнесения людей и функционирования социальных институтов.
16
В 1918 году был опубликован труд “Польский крестьянин в Европе и Америке” Томаса и Знанецкого. В “Методическом примечании” к первому тому дается первый систематический обзор понятия ценностей в американской социологической литературе. Ценности определяются авторами в связи с психологическим понятием установки {attitude) и противопоставлении с ним. Для авторов ценностью является любой предмет, обладающий поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы. “Социальная ценность противостоит естественным явлениям, которые имеют содержание, но будучи частью природы, не являются значимыми для человеческой деятельности, когда природные явления приобретают значения, они становятся социальными ценностями” [115, 201]. Теория ценностей Знанецкого остается одним из главных вкладов в систему современной социологической теории ценностей.
Следующим этапом развития ценностно-нормативной теории стала разработанная Парсонсом функциональная теория ценностей. Согласно этой теории, ценности являются функционально необходимыми при создании и поддержании социального порядка. Мотивированное соблюдение моральных ценностей на уровне действия обеспечивается институционализацией ценностей. На самом глубоком уровне это происходит благодаря интернализации ценностей.
Теория ценностей излагается в книге Т. Парсонса “Структура социального действия”. Свою интерпретацию социального действия Парсонс развивает в трех системах действия: “личности”, “культуры” и
“социальной системы”. Личность является главным субъектом действия, причем, чтобы обычное поведение приобрело значение действия, оно должно выполнять четыре требования: во-первых, действие должно быть целенаправленным, во-вторых, действие должно осуществляться в пределах определенной ситуации, в-третьих, оно должно быть нормативно регулируемо, и, в-четвертых, оно должно сопровождаться определенной за-