Ви є тут

Институциональная структура регионального массмедийного пространства: типологические модели, тенденции развития : на примере Республики Татарстан

Автор: 
Таишева Сюмбель Нурисламовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
299063
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................................... 3
Глава 1. Институциональная структура массмедийного пространства: подходы к исследованию
1.1 Информационное и массмедийное пространство: к проблеме субъекта.... 18
1.2 Тенденции развития институциональной структуры массмедийного пространства: к проблеме референта.............................. 27
1.3 Институциональная структура регионального массмедийного пространства........................................................ 39
Глава 2. Федеральное и региональное массмедийное пространство: типологические модели и субъекты
2.1 Социальная компонента структуры и инфраструктуры массмедийного пространства........................................................ 50
2.2 Федеральное и региональное массмедийное пространство: типологические особенности институционализации...................... 58
2.3 Региональное массмедийное пространство в контексте рыночной инфраструктуры...................................................... 82
Глава 3. Становление институциональной структуры современного регионального массмедийного пространства (На примере Республики Татарстан)
3.1 Трансформация института власти в региональном массмедийном пространстве....................................................... 101
3.2 Функциональные и дисфункциональные отношения института региональных среде:в массовой информации и их аудитории............ 126
3.3 Перспективы развития институциональной структуры массмедийного пространства Республики Татарстан.................................. 152
Заключение.............................................................. 162
Список использованной литературы и источников........................... 166
*
Приложения............................................................... 175
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Средствам массовой информации, которые образуют массмедийное пространство, справедливо отводят одну из ведущих ролей в общественном развитии. Именно в этом сегменте социальной жизни происходят динамичные изменения, последствия которых транслируются на массовую аудиторию и таким образом сказываются на всем обществе. Примером служат два десятилетия перестроечных реформ в России, когда партийно-государственная система советских средств массовой информации трансформировалась в массмедийный и информационный рынки с принципиальным изменением состава субъектов влияния. Наряду с политическим и экономическим факторами существенную роль в этом процессе сыграли технологические изменения в области массовых коммуникаций. Второе десятилетие называют периодом стабилизации власти, укрепления ее «вертикали», чем во многом определяется жизнь всего российского общества. Его политическая и социальная эволюция происходит на фоне продолжающегося развития рыночных отношений и прогресса информационных технологий. Выявление изменений, которые происходят при этом с традиционными институциональными структурами на массмсдийном пространстве, рассмотрение новых практик взаимодействия и факторов, способствующих этим процессам, представляются актуальной темой исследования.
Единое информационное пространство рассматривается как основа жизнедеятельности здорового общества. Движение в заданном направлении требует немалых усилий. «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов» (1995 г.), предшествующие и последующие законодательные и подзаконные акты создали правовое поле для развития соответствующих институтов. Как показывают исследования, проведенные в
Глава 1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
М АССМ ЕДИЙНОГО ПРОСТРАНСТВА: ПОДХОДЫ К
ИССЛЕДОВАНИЮ
1.1. Информационное и массмединное пространство: к проблеме субъекта
Одним из актуальных направлений развития социологической науки становится исследование социальных свойств различных «пространственных миров». Их количественному возрастанию и усложнению мы обязаны наблюдаемой в век информационных технологий виртуализации отношений. Однако не менее важно, на наш взгляд, и другое обстоятельство - все более возрастающее функциональное рассредоточение субъектности в этом процессе, когда субъектом действия становится не один из акторов, а их ряд, и они при этом могут быть рассредоточены в пространстве. Создается ощущение, что «работает» именно «пространство», «среда», «поле», а реальные «действующие лица» отступают на задний план. В связи с этим возникают две методологические проблемы: проблема местонахождения пространства, определения его границ и проблема субъекта в этом «работающем пространстве». Проблема границ, местонахождения различных пространств не является для социологии приоритетной. Данный параграф посвящен последовательному рассмотрению этих проблем применительно к принятым в исследовании опорным понятиям «информационное пространство» и «массмедийное пространство».
Категориальный статус научного понятия «информационное пространство» начал формироваться в рамках информационной парадигмы. Задаваемые ею направления исследования носят междисциплинарный характер, их актуальность обусловлена динамичным развитием информационного общества. Этим объясняется то, что термины с определением «информационный» приходят в теорию, уже имея за собой
18
1
историю активного использования на практике. Так, дефиниция информационного пространства получила определение в качестве подсистемы общества, развивающейся и структурирующейся технологическим прогрессом, политическими отношениями и рынком, в документах организации ЮНЕСКО, когда ею был принят план на 1990 -1995 гг. «Коммуникации на службе человечества». В нем были сформулированы следующие задачи, обеспечивающие «обустройство» национальных информационных пространств: внедрение инвестиций в инфраструктуру, увеличение и модернизация коммуникационных средств промышленных и развивающихся стран; обеспечение технических и людских ресурсов, приоритеты в использовании соответствующих технологий; подготовка исследований по проблемам социокультурного влияния коммуникационных медиа- и новых технологий на культурную идентичность народов; развитие программ, направленных на просвещение, гражданское образование пользователей коммуникационных медиатехнологий1. Таким образом, ЮНЕСКО закрепило за понятием «информационное пространство» несколько разных значений. С одной стороны, оно обладает явно выраженными географическими характеристиками, поскольку речь идет о национальных пространствах, границы которых совпадают с границами «промышленных и развивающихся стран». С другой стороны, это пространства «культурной идентичности народов», которые конструируются независящими от территориальных границ коммуникативными технологиями. Не случайно в качестве одной из тенденций глобализации мира рассматривается формирование «единого информационного пространства» как среды обитания всего человечества.
В 2001 г. И.М.Дзялошипский, осуществляя обзор теоретических подходов к искомому понятию, сделал вывод, что словосочетание «информационное пространство» применяется чрезвычайно широко в самом общем смысле, скорее как метафора, чем как строгий научный термин, что
1 См.: Информационная политика: / под общ. ред. В.Д.Попова. - М.: РАГС, 2003. - С. 159.
19