Ви є тут

Коррупция в органах государственной власти Российской Федерации : Социологический анализ

Автор: 
Джабраилов Муса Хасмагомедович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
275192
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................ 3
ГЛАВА I. Социальная сущность коррупции в органах государственной власти............................... 12
1.1. Коррупция как социальное явление 13
1.2. Особенности социологического подхода к исследованию коррупционных проявлений в органах государственной власти современной России........ 30
ГЛАВА II. Причины распространения и пути
противодействия коррупции в органах государственной
власти Российской Федерации 55
2.1. Факторы распространения коррупции в современных российских условиях.............................. 56
2.2. Социологический анализ отношения населения и государственных служащих к коррупции в органах государственной власти........................... 72
2.3. Основные направления борьбы с коррупцией на современном этапе................................ 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................ 119
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ............................................ 127
Р
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Коррупция в органах государственной власти в современной России является одной из наиболее острых проблем, без кардинального решения которой невозможно эффективное развитие российского общества. Негативные последствия коррупции можно поставить в центр всех нынешних социальных коллизий в России. Социально-деструктивные последствия коррупции проявляются во всех без исключения сферах общественной жизни. Поэтому государство, где власть в высокой степени коррумпирована, не может считаться ни демократическим, ни правовым, ни социальным.
Коррупция в органах государственной власти однозначно представляет собой большую социальную угрозу, так как она прямо или опосредованно влияет на общественные ценности, мораль и устои государственности. По масштабам распространенности коррупции в том или ином обществе и государстве делаются выводы о вероятности политических, экономических и социальных рисков, а также степени развития гражданского общества.
Из этого вытекает главное социальное противоречие, связанное с коррупционными проявлениями в органах государственной власти: общество испытывает жизненную потребность в дееспособной, обладающей достаточным высоким уровнем доверия со стороны граждан, различных социальных групп, предпринимателей, общественных организаций и объединений, других институтов гражданского общества, а государство в современных условиях пока не может обеспечить преодоление коррупции, не проявляет достаточной политической воли. Все это в высокой степени влияет на эффективность государственной власти. Это социальное противоречие требует
экономистов, социологов, политологов, правоведов, управленцев и других специалистов, заинтересованных в его изучении.
1.1. Коррупция как социальное явление
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, человек и его права являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Исходя из этого, а также на основе ст. 18 Конституции Российской Федерации государственный служащий служит в первую очередь гражданам. Однако реальная практика взаимоотношений государственных органов власти и граждан показывает наличие различных интересов субъектов управленческих отношений в обществе, которые часто приводят к значительным социальным противоречиям.
Одно из таких социальных противоречий - это смещение целей и интересов представителей государственных органов власти, облеченных властными и управленческими полномочиями государственных служащих, в сторону извлечения из своего служебного положения личной выгоды. Причем выражение этой выгоды из чисто экономического по содержанию понятия, незаконного и криминального по своей сути, получает сегодня распространение и на область политических интересов заинтересованных групп, на присвоение социальных преимуществ, на культурный и духовный диктат в обществе, направленный на создание благоприятных условий существования самого феномена коррупции. И в этом заключается важная особенность современной коррупции, а также ее особая социальная опасность для общества и государства.
Если рассматривать социальную природу коррупции на личностном уровне, то необходимо прежде всего обратиться к истокам коррупционной мотивации в среде государственных служащих. Следует отметить, что первичной предпосылкой такой мотивации, ее источником,
как правило, становится искажение принципов государственной службы в индивидуальном сознании государственных служащих. Свою службу они начинают рассматривать как источник реализации личных целей, не всегда совпадающих с общественными и государственными потребностями и интересами в сфере управления. Справедливости ради необходимо отмстить и то, что государство не всегда может обеспечить достаточно высокий уровень экономической мотивации государственных служащих к честному служению, что является предпосылкой поиска ими дополнительных, часто незаконных источников повышения своего материального благополучия.
С другой стороны, представление, в том числе и теоретическое, о сущности и содержании современной бюрократии, о ес роли в
управлении общественными процессами носит неоднозначный характер. В условиях либерализации общественной жизни, прежде всего в сфере экономики и в политике, органы государственной власти в определенной мере должны становиться субъектами предоставления различных управленческих услуг. Вместе с тем представлять современное государство только институтом, оказывающим гражданам социальные, политические и иные услуги, слишком однобоко и методологически неверно.
Развивая эту мысль, можно придти к выводу, что если государство способно и должно оказывать гражданам только услуги, то в
современных рыночных условиях «лучшие» услуги могут получать отдельные потребители за особое вознаграждение. Торговля государственными услугами приводит, в свою очередь, к коммерциализации государственного аппарата, при которой сама система государственной службы перестает существовать как публично-правовой институт, а становится обычным сектором общественной жизни с
частными отношениями, торговлей, обменом и прочими атрибутами
рынка. В этом случае коррупция предстает в общественном сознании