Ви є тут

Социальная ответственность отечественного предпринимательства

Автор: 
Кусмарцева Ирина Александровна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192840
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...........................................................3
Глава 1. Социальная ответственность предпринимательства в социологической перспективе...................................... 17
1.1. Ответственность предпринимательства как социальное действие ...17
1.2. Социальная ответственность предпринимательства в системе
ценностей русской культуры....................................... 50
Глава 2.Условия развития социально ответственного бизнеса.........80
2.1 .Социальная роль бизнеса в современных условиях...............80
2.2. Мотивы и факторы социальной ответственности современных
отечественных предпринимателей.................................. 102
Заключение...................................................... 137
Список использованной литературы.................................142
Приложения.......................................................158
2
г
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационного исследования определяется важностью осознания институциальных и социокультурных условий становления рыночных отношений в современной России, поиском способов повышения роли предпринимателей в процессах социальной интеграции и оснований социальной легитимации бизнеса, необходимостью построения цивилизованной модели отношений между деловыми кругами, обществом и государством. В контексте высокодинамичной современной российской бизнес-среды важно уловить и концептуализировать вектор тех позитивных изменений, которые, во-первых, оформляют социальное признание предпринимательства как явления, а во-вторых, позволяют осуществлять конкретные меры по социальному развитию. Речь идет не только о национальном экономическом росте в целом, но и о вкладе бизнес-сообщества в решение социальных проблем, тех константах предпринимательской деятельности, которые позволяют говорить о принципах социальной ответственности.
Предпринимательство в современной России воспринимается населением неоднозначно; социологические опросы последнего десятилетия отражали настороженность и негативизм, выражаемый отдельными социальными категориями россиян в отношении социальной значимости предпринимательской деятельности. Сегодня изменяются сущность бизнеса и представления о его целях и основных функциях, переформулируется социальная ответственность предпринимательства в российской ситуации, насущной и непростой задачей становится достижение социальной справедливости в условиях рынка. В информационном, постиндустриальном обществе с большей силой
3
Глава 1.
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
1.1. Ответственность предпринимательства как социальное действие
В задачи данной главы входит раскрытие понятия социальной ответственности предпринимательства в русле теории социального действия, сопоставление благотворительности как типа социального действия с ценностными основаниями российской культуры, раскрытие связи концептов социальной активности, социальной ответственности, социальной эффективности.
В первом параграфе введены основные понятия диссертационного исследования с опорой на труды М.Вебера и современных социологов, благотворительность проанализирована как социальное действие, раскрыты основные характеристики корпоративной ответственности в системе социальных отношений бизнеса и общества, рассмотрены основания легитимности социально ответственного бизнеса с теоретических позиций понимающей социологии.
Приведем определения основных понятий. В Экономическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Эфрона под предприятием подразумевается "такое хозяйство, ведение которого рассчитано на извлечение дохода путем сбыта продуктов в форме продажи или обмена. Этим признаком предприятие отличается от натуральных форм хозяйства, в которых производство рассчитано непосредственно на удовлетворение потребностей членов хозяйства. В чистом виде натуральные формы хозяйства встречаются все реже и реже, так как хозяйства постепенно вовлекаются все более в систему обмена...".
В Популярном словаре (1991 г.) под редакцией Г.Я.Кипермана предпринимательство объясняется как "одно из действенных средств, которые помогают поддерживать стимулы к высокопроизводительному труду, хозяйскую мотивацию. Настоящий хозяин - всегда предприниматель, идет ли речь об отдельном гражданине или трудовом коллективе. К предпринимательству
относятся любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами РФ и республик".
Большой Экономический Словарь (под общ. ред. А.Н.Азримяна) указывает, что "предприниматель - лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью, изыскивает средства для организации предприятия и тем самым берет на себя предпринимательский риск. Предпринимательская инициатива - форма управления производством и сбытом, включающая выработку новых конкурентоспособных идей как перманентный процесс, оперативное внедрение наиболее плодотворных идей и организацию системы мероприятий по максимально быстрому и эффективному сбыту новой продукции, полученной по новой технологии".
С.И.Ожегов в "Словаре русского языка" писал, что "предприниматель -капиталист, владелец предприятия, крупный деятель, предприимчивый и практичный человек". Обобщив приведенные определения понятия "предприниматель", "предпринимательство", можно в полной мере сказать, что предпринимательство - это умение человека обменивать одни виды товаров и услуг на другие или производить новые виды товаров и услуг, которое возникло на самой заре человеческой цивилизации. Это особый вид человеческой деятельности, сочетающий в себе частные и общественные интересы, направленные главным образом на преумножение личного и общественного достояния.
Предприниматель - это человек, стремящийся к хозяйственной самостоятельности, реформированию производства, поиску новых источников сырья, рынка сбыта, умеющий увидеть и выделить в реальной жизни моменты действительности. Предприниматель - это человек, обладающий интуицией, способный организовать людей и объединить различные ресурсы.
Классическое определение бизнеса формулируется как “предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли”. Можно рассматривать бизнес как процесс взаимодействия отдельных людей и внешних факторов, связанных с их деятельностью. Таким образом, участниками биз-