Ви є тут

Профессиональная социализация школьной молодежи в современной России

Автор: 
Пробст Людмила Эдуардовна
Тип роботи: 
Дис. д-ра социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192909
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................3
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ...................................................24
1.1. Профессиональная социализация как предмет социологического анализа...................................................24
1.2. Школьная молодежь - субъект профессиональной социализации.84
ГЛАВА И. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ........................133
2.1. Основные институты профессиональной социализации школьной молодёжи.............................................133
2.2. Роль воспитания и образования в профессиональной социализации школьников старших классов.............................176
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.................................................243
3.1. Жизненное и профессиональное самоопределение старшеклассников ...................................................243
3.2. Социально-профессиональная мобильность школьной молодежи на рынке труда............................................286
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................. 308
ЛИТЕРАТУРА...............................................323
ПРИЛОЖЕНИЕ...............................................353
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Необходимость осмысления сложных и противоречивых социальных тенденций в развитии личности молодого человека, происходящих в России, закономерно приводит к постановке в отечественной социологии проблем, отразивших в своем содержании глубокие социализа-ционные изменения в современном обществе. Значительный интерес вызывает теоретическое и практическое изучение профессиональной социализации молодого поколения. Во-первых, на фоне экономических преобразований российского общества произошел отказ от концепции человека «административного» и принятие новой концепции «человека экономического», в основу которой положен собственный экономический интерес личности, детерминирующий содержание трудовой деятельности.
Во-вторых, в современных условиях молодежь оказалась в сфере реализации социальных, в том числе профессиональных рисков. Во многом этому способствовали формирующееся социально-экономическое неравенство, политическая нестабильность, социальный конформизм, ценностные «эрозии» сознания и поведения, нередко приводящие к равнодушию к жизни, учебе, общественной деятельности, социальной безответственности. Отсюда закономерно актуализируется потребность в социологическом анализе личностного потенциала школьной молодежи.
В-третьих, профессиональное самоопределение молодежи происходит на фоне трансформации нравственных ценностей современного общества. Востре-буемыми качествами личности молодого российского гражданина стали рационализм и предприимчивость, которые, однако, не всегда в сознании молодежи трансформируются в правильное представление о жизненном успехе, что, в свою очередь, порой отражается в неадекватных нравственных установках молодых людей, выборе средств достижения поставленной ими цели.
В-четвертых, сегодня в современной России на первый план выдвигаются фундаментальные проблемы включения молодежи в общественные отношения на рынке труда. И здесь первостепешюй задачей социологической науки является объяснение социализациош1ых процессов молодых людей в социально-трудовой и профессиональной деятельности.
денческих моделях. На наш взгляд, теория научения в своем «классическом» виде раскрывает очень примитивное понимание значения культуры, что неприемлемо для социологии в изучении процесса профессиональной социализации. Тенденции же развития теорий научения, как нам представляется, состоят в построении теории культурного сценария механизма профессиональной социализации, а последняя же, в свою очередь, приближается к тому, чтобы интегрировать в модель обшей социализации. К тому же, по нашему мнению, данные теории указывают на то, что через социальное научение может осуществляться процесс формирования системы профессиональных знаний. Поэтому, касаясь вопроса составляющих элементов процесса профессиональной социализации, в качестве основных можно было бы выделить научение, познание и интернализацию групповых ценностей, норм и убеждений. Однако такое понимание структуры социализации ведет к тому, что она не включает в себя адаптацию как ведущий механизм взаимоотношений индивида и социальной среды. Кроме того, не учитывается индивидуальный характер профессиональной социализации личности.
Частично учитывая указанные замечания теорий научения, Ш.Г.Абзианидзе выделяет четыре разные стороны развития человека — гоми-низацию, социализацию, инкультуризацию и интернализацию. Он отмечает, что социальные процессы, которые начинаются с момента рождения, тесно переплетаются друг с другом, что порой их трудно разделить и анализировать в отдельности. Разные стороны развития человека в сущности являются составными элементами единого процесса социализации, но разделенными на гносеологическом уровне для удобства анализа. Гоминизация — процесс биологического созревания индивида, инкультуризация — освоение духовных ценностей — осуществляется при содействий социальной среды. Что касается интернализации, то здесь индивид изучает и воспринимает как обязательные социальные ценности и нормы, переводя их на «внутренний» уровень. Человек рождается с определенными индивидуальными качествами, возможностями и т.д., которые актуализируются в соответствующей социальной среде. Но эти индивидуальные качества, со своей стороны, определяют индивидуальный стиль его взаимодействия с окружающей средой, в том числе и профессиональным простран-
35
ством. Однако усвоение социальных ценностей и норм происходит с помощью психологических механизмов социализации.
Французский социальный психолог и социолог Г. Тард выделяет в качестве основного механизма социализации подражание; американский ученый У. Бронфенбренер - прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет, (157) а наши отечественные психологи: В. С. Мухина - идентификацию и обособление личности (176), A.B. Петровский - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.(97) Обобщая эти психологические механизмы, мы предлагаем выделить универсальные, которые можно учитывать и использовать для развития процесса профессиональной социализации человека на различных его возрастных этапах: прежде всего, импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, идентификация, рефлексия. Так, например, через импринтинг будет осуществляться фиксирование на рецепторном и подсознательном уровнях индивида профессиональных особенностей воздействующих на него профессиональных субъектов. На старшем школьном возрастном этапе возможно запечатление каких-либо профессиональных образов, ощущений и т. п.
С помощью экзистенциального нажима может происходить неосознаваемое усвоение норм социального и профессионального поведения, обязательных в процессе взаимодействия с профессиональным пространством. Подражание станет одним из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта профессии. Через идентификацию возможно неосознаваемое отождествление человека с другим человеком, группой и профессиональным идеалом. С помощью рефлексии человек может изменяться в результате осознания и переживания той реальности, в которой он живет, своего места в обществе и себя самого.
Безусловно, в становлении профессиональной социализации участвуют и социальные механизмы социализации: традиционный и институциональный. Первый представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как прави-