2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ .............................................................. 3
ГЛАВА I. МОТИВЫ ТРУДА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И ИХ
УЧЕТ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ .............................. 9
1.1. Социальное управление как новая управленческая парадигма ............................................................. 9
1.2. Мотивы, потребности и ценности современною общества 22
1.3. Системный анализ современных концепций трудовой мотивации ........................................................ 41
Выводы ....................................................... 56
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ В
СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОМ............................... 58
2.1. Формирование мотивационного механизма социального управления ...................................................... 58
2.2. Оплата труда как главный метод материального стимулирования ........................................................ 74
2.3. Связь материальных и нематериальных стимулов. Отрицательная мотивация............................................... 89
Выводы ........................................................ 101
ГЛАВА Ш. ОРГАНИЗАЦИОННО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
МОТИВАЦИИ ТРУДА..................................... 103
3.1. Рациональное использование рабочего времени - дополнительный мотиватор к труду...................................... 103
3.2. Социально-психологический климат в коллективе
и стили руководства.................................... 115
3.3. Мотивация социальной карьеры ........................ 132
Выводы ....................................................... 145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................... 147
ЛИТЕРАТУРА........................................................... 150
ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................... 163
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Необходимым условием социально-экономического развития общества является повышение эффективности экономики и в первую очередь - производства. При этом экономика должна иметь усиленную социальную направленность, как можно более полно учитывать интересы и потребности человека во всех сферах его деятельности.
В условиях реорганизации общества и активного вхождения его в рыночные отношения появился целый комплекс проблем, нуждающихся в глубоком и всеобъемлющем изучении и переосмыслении. Ото, в частности, проблемы, связанные с изменениями социально-экономических отношений и поведения социальных групп общества в сфере труда.
За последние годы в России произошли существенные изменения в трудовых отношениях, сформироватся рынок труда, появились трудовые организации, базирующиеся на государственной, частной, смешанной и других формах собственности, возникла явная безработица и т.д. В связи с изменением некоторых ориентиров в развитии общества (строительство социального государства), повышается необходимость рассмотреть социальные последствия экономических преобразований в обществе.
На повестку дня остро встала проблема социальной зашиты работника, проблема регулирования социальных процессов в сфере труда, иное звучание получили такие проблемы, как удовлетворенность трудом, мотивация и стимулирование труда.
В мире произошли значительные изменения качества рабочей силы и структуры совокупного труда. Широкое применение микроэлектроники, переход от поточно-массовых к гибким автоматизированным технологиям изменили формы и методы управления производством. От новой организации труда ныне напрямую зависит его производительность, качество продукции, а в итоге - прибыли и конкурентоспособность предприятия.
Таким образом, большие перемены в социальном объекте управления предполагают необходимость изменения типа и характера современного производственного управления. А этот процесс сложный и его проблемы недостаточно изучены.
Сейчас, когда социально-экономическая система российского общества чрезвычайно усложнилась, когда целые социальные слои оказались «разбужены» и сформировали свои взгляды и оценки относительно решений, принимаемых руководством, когда в массовых масштабах стало развиваться предпринимательство, возникла проблема: как вызвать у многочисленных «апатичных» групп государственных рабочих и служащих, отученных стре-
15
тельность, а средство для получения денежного чека»13. Разделение труда в настоящее время достигло такого уровня, что в производстве возможно использование практически не ограниченного уровня знаний. Культура труда, раздробившись на тысячи кусочков специализированных знаний, оказалась отделенной от культуры повседневной жизни1'1.
«Суть «экономически рационального» человека состоит в том, что он принуждает себя к определенной трудовой деятельности, которая не является для него смыслом жизни, осознанно соглашается быть отчужденным в труде при условии определенного уровня материальных компенсаций со стороны общества. Но в последнее время материальные стимулы
труда становятся все менее эффективными, результатом стало резкое снижение трудовых
„ 15 мотивации».
Такое состояние дел вызывает озабоченность современных исследователей данной проблемы. Человек в поисках смысла жизни в значительной степени лишился одного из своих наиболее значимых направлений - возможности отдавать свой интеллект обществу через творческий груд и реализовать себя как личность. В связи с этим растет интерес обществоведов к проблемам совершенствования управления трудом, проведению глубоких и всесторонних научных исследований в области мотивации и стимулирования труда.
Управление человеческими ресурсами в такой ситуации, повышение его качественных характеристик приобретает особую значимость, позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личностного фактора в построении системы управления трудовым коллективом. Особое значение принимает наука управления, получившая название «менеджмент». Значение термина «менеджмент» сегодня весьма многообразно и неоднозначно. С одной стороны, это термин американского происхождения и практически не может быть точно переведен на другой язык. С другой, он обозначает не только функцию, но и людей ее выполняющих: указывает на социальное и должностное положение, являясь одновременно учебной дисциплиной и областью научного исследования.
Менеджмент - по-русски «управление» - функция, вид деятельности но руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент это также область человеческо-
13 Психоанализ и культура: Избранные труды Карей Хорни и Эриха Фромма. М. 1995.
11 Gorz A. Metamorphoses do travail. Quite du sens: criticue de la raison économique. Paris, 1988.
15 Шкуркнн A.M. Указ.соч.С. 127.
16
го знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
Что касается отличий американского «менеджера» от русского «руководителя», важно отметить, что «менеджер» является субъектом управления, действующим в некоторой организации. А в более общем смысле применяется термин «администрация», «администрирование», который в большей степени отражает обезличенную систему управления. Следующим отличием является то, что «менеджером» считается профессиональный управляющий, прошедший, как правило, специальную подготовку, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением.
В XIX же веке под менеджментом понимались самые неожиданные вещи, вплоть до технологии изготовления какого-нибудь конкретного продукта. Ф.Тэйлор впервые придал этому термину определенность как «организации производства» или «рациональной организации вообще».
В XIX веке машинное производство и технический прогресс требовали стандартизации и унификации производственного процесса. Развитие промышленности, стремительное разделение труда в значительной степени повышают роль управления в функционировании социальных систем. Именно поэтому в середине XIX века к выявлению сущности социального управления и его функций в обществе приковано внимание, как философов, так и экономистов.
Фундамент научного менеджмента заложен трудами М. Вебера, Ф. Тейлора, А. Файо-ля, Э. Мэйо, П. Друкера, А. Этциони и др. Их работы послужили исходной точкой для практических разработок в области «гуманизации труда» и новых форм организации социального управления.
Известный американский ученый П. Друкер отмечает, что задача менеджмента состоит в том, чтобы сделать людей способными к совместному действию, придав их усилиям эффективность и сгладив присущие им слабости16.
Японская модель менеджмента, созданная американским ученым японского происхождения У.Оучи, построена на том, что идеальная организация не должна иметь ни официальной организационной структуры, ни какой-либо формальной структуры вообще.
Американская система управления, в отличие от японской, предполагает определение должностных функций, задач и обязанностей и нрав при найме работников. В связи с чем
- Київ+380960830922