Ви є тут

Выбор профессии риска и его влияние на жизненное самоопределение молодёжи

Автор: 
Миронов Михаил Пантелеймонович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
276197
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава первая. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВЛИЯНИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ НА 17 ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЁЖИ
1.1. Жизненное самоопределение молодежи как социализацион-
ный процесс и место в нем выбора профессии 1?
1.2. Влияние выбора профессии риска на жизненное самоопределение молодежи как предмет социологического анализа 55
Глава вторая. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ПОЖАРНОГО НА ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСАНТОВ
85
2.1. Условия и факторы выбора профессии и жизненного самоопределения курсантов образовательных учреждений ГПС g7 МЧС России
2.2. Роль образовательного учреждения ГПС МЧС РФ в формировании у курсантов устойчивого выбора профессии и жизненно- 125 го самоопределения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 158
ЛИТЕРАТУРА 165
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность постановки проблемы. Социализационные процессы в молодежной среде получают в современных условиях новые направления развития. К числу приоритетных среди них относится достижение молодым поколением россиян устойчивого уровня социальной зрелости, а также закрепление ценностных ориентаций и установок в базовых сферах жизнедеятельности, прежде всего, социально-профессиональной. Большое внимание социологов в этой связи привлекает проблема влияния выбора профессии на жизненное самоопределение молодежи.
Особенно интересной с научной и практической точки зрения данная проблема представляется при осуществлении процесса профессиональной социализации тех групп молодежи, которые избирают профессии риска, однако при всей их большой социальной значимости не всегда престижные для основной массы молодых людей. К подобным профессиям, безусловно, относится профессия пожарного. Проблема социологического анализа влияния выбора молодыми людьми такой профессии на их жизненное самоопределение затрагивает принципиально важные стороны социализаци-онных процессов как среди молодежи, готовящейся работать в условиях повышенного профессионального риска, так и в целом в молодежной среде.
Во-первых, такой анализ позволяет приступить к выработке нового методологического направления в рамках социологии молодежи - исследование профессиональной социализации групп учащейся и работающей молодежи в сфере повышенного профессионального риска.
Во-вторых, рассмотрение этой проблемы позволяет уточнить традиционные представления о методологии социологического исследования жизненного самоопределения молодежи. В частности, включить в эту методологию анализ особенностей трансформации жизненных установок и ориентаций на профессии молодых людей, избравших сферой своих социально-профессиональных интересов подготовку к деятельности по обеспе-
18
зации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией. В свою очередь, субъектом социализации человек становится в силу чисто объективных причин. На протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи (естественно-культурные, социально-экономические, социально-психологические и др.), для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели и вырабатывает способы их достижения, тем самым, проявляя свою субъектность.
Социализацию как социальное явление можно рассматривать в виде разновидности: а) социальных отношений, в которые вступает субъект со-циализационного процесса; б) собственно социального процесса; в) сопровождающей этот процесс социальной деятельности и, наконец, г) в виде институциональной формы, в которой анализируются возможности конкретных социализационных учреждений, организаций и институтов1.
Теория социализации личности включает анализ процесса жизненного самоопределения, разрабатывается и находит отражение в работах специалистов различных областей науки о ЧЕЛОВЕКЕ - философов, психологов, социальных психологов, экономистов, социологов, педагогов. Обширна, соответственно, и социологическая литература по проблемам воспитания, социализации молодежи. С определённой долей условности можно выделить следующие направления разработки этих проблем:
- социально-философское осмысление проблем социализации молодёжи, формирования ее жизненных планов в процессе социализации;
- разработка различных аспектов процесса психофизиологического взросления ребенка (подростка, молодого человека), освоения им необходимого спектра социальных ролей, формирования материальных и духовных
1 Пробст Л.Э. Профессиональная социализация школьной молодежи в современной России. Автореф. дне.... д.социол.н. - Екатеринбург, 2004. - СС.20-21.
19
потребностей, интересов, ценностных ориентаций, установок, роли среды ближайшего окружения в этом процессе;
- раскрытие механизма педагогического и социально-педагогического воздействия на формирующуюся личность различных социальных институтов и в первую очередь - СЕМЬИ и ШКОЛЫ;
- разработка проблем трудового воспитания, профессиональной ориентации, вопросов социально-экономической детерминации процесса формирования жизненных планов и жизненного самоопределения индивида, перестройки и совершенствования учебно-воспитательного процесса в плане подготовки и адаптации школьной молодежи к меняющейся конъюнктуре российского в целом и конкретного рынка труда, в частности.
В современном обществе феномен молодежи можно представить как общность людей нового поколения, включенных в различные социальнодемографические, образовательные, профессиональные, классовые, этнические и иные социальные группы, существующие в исторически конкретном обществе, которые завершают этап первичной и проходят этап вторичной социализации. Эта общность не обладает едиными возрастными границами. В каждой поколенческой когорте в фазе молодости эти границы могут существенно отличаться друг от друга. Специфика молодежи заключается в накоплении социального опыта в процессе социализации и социальной адаптации в условиях самостоятельной жизнедеятельности, «взрослой» жизни. В фазе молодости завершается индивидуализация личности, оформление ее жизненных установок и целей. Благодаря этому происходит утверждение в сознании и поведении устойчивых ценностных ориентаций, образцов поведения *.
Молодость можно отнести к особому состоянию индивидов и групп, которые проходят стадию социализации, то есть освоения поведенческих
1 Попов В.Г. Социокультурные ориентациии и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России. Дне. ... доктора социол. наук. - Екатеринбург, 1997.