Ви є тут

Социологический анализ роли телевидения в условиях глобализации

Автор: 
Шалютина Надежда Владимировна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Артикул:
192171
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание.
Введение...................................................................3
Глава 1. Взаимозависимость информационного общества и процесса глобализации..............................................................13
1.1 .Эволюция концепций информационного общества в условиях
глобализации..............................................................13
1.2.0сновные подходы к раскрытию взаимосвязи информационных факторов и
глобализации..............................................................32
1.3.Формирование глобальных аудиовизуальных СМИ в современном
обществе..................................................................51
Глава 2. Функционирование основных форм программного содержания телевидения в условиях глобализации................................... 72
2.1.Функции новостных телепрограмм в конструировании глобальной социальной реальности................................................................72
2.2. Роль телерекламы в формировании глобального символического пространства..............................................................ИЗ
2.3. Телесериалы как форма глокализации современного российского
общества.................................................................136
Заключение...............................................................161
Библиографический список.................................................168
3
Введение
Актуальность темы исследования. В последней четверти XX века в мировом развитии начались важные процессы, которые существенным образом трансформируют современную социокультурную реальность. Прежде всего, речь идет о проникновении во все сферы общества новейших информационных технологий, являющихся одним из факторов процесса глобализации. В свою очередь, современные глобализационные процессы вызывают необходимость формирования глобального информационного пространства, характеризующегося усилением взаимозависимости государств, экономик и культур, а также интенсификацией осознания мира как единого целого.
Формирование глобального информационного пространства во многом вызвано интенсификацией информационных потоков и деятельностью средств массовой информации, информационно-коммуникационного фактора развития общества в целом. Современные информационнокоммуникационные технологии, в частности электронные СМИ, позволяют влиять на массовое сознание и настолько глубоко проникают в повседневную жизнь людей, что без них все социальные и культурные процессы уже не представляются возможными.
Необходимо отметить, что система СМИ во всем мире, в том числе и в России, активно воздействуя на развертывание глобализационных процессов, сама подвергается их влиянию. Анализ функционирования СМИ в современных условиях, то есть, в условиях глобализации, осложнен тем, что глобализационные тенденции являются результатом сложного сочетания целого ряда процессов. Актуальность выбранной темы связана не только со сложностью глобализации как социального феномена, но и с противоречивостью соответствующей теоретической парадигмы. Социальнокультурные аспекты процесса глобализации вызывают больше всего разночтений: является ли этот процесс естественным взаимопроникновением
17
поэтому для анализа постиндустриального общества был выделен основополагающий признак — информатизация. Именно через рассмотрение категории информатизации определяют состояние цивилизации приверженцы второго подхода.
Второй подход нацелен на определение специфики нового типа общества путем выделения наиболее присущих ему признаков (в данном исследовании как фундаментальный признак нами будет рассматриваться информатизация) и представлен сторонниками теории информационного общества. Понятие «информационное общество» появилось во второй половине 1960-х годов. Изобретение самого термина «информационное общество» приписывается профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши. А в научный оборот термин «информационное общество был введен фактически одновременно в США и Японии Ф. Махлупом и Т. Умесао. Впервые основные характеристики информационного общества были определены в отчетах, представленных японскому правительству рядом организаций, одним из этих отчетов был «План информационного общества» (1971г.)1, который послужил материалом для разработки философской концепции информационного общества И. Масудой2. Японский вариант концепции информационного общества разрабатывался прежде всего для решения задач экономического развития Японии, что обусловило её существенное отличие от западных теорий.
То, что изначально японская модель информационного общества носила прикладной характер, позволило Масуде рассматривать информационное общество в целом (в отличие от, например. Д. Белла, аналитически отделяющего социальную структуру от политического и культурного измерения общества). Это дает ему возможность рассмотреть влияние
1 См: Алексеева И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества / И. Ю. Алексеева. // Информационное общество. - 1999. № I. - С.ЗО.
2 См. подробнее: Шалютина Н. В. Эволюция концепции постиндустриального общества / Н. В. Шалютина. // Человек и общество в противоречиях и согласии. Сборник статей. Часть 2. / Под ред. А. И. Ампидова, А. Н. Штефана. - Н. Новгород: Гладкова О. В., 2006. - С. 189-197.
18
информационных технологий на трансформациею человеческих ценностей. Уделяя особое внимание трансформации ценностей в глобальном информационном обществе, И. Масуда предполагает, что оно будет по сути бесклассовом и бесконфликтным; в отличие от индустриального общества, характерной ценностью которого является потребление товаров, информационное общество выдвигает в качестве характерной ценности время, в связи с этим Масуда отмечает возрастание ценности культурного досуга. Примечательно, что одним из опорных элементов этой концепции является труд как потребность в условиях информационного общества. Это качественно отличает японскую модель информационного общества от западных (если в американском обществе человек самовыражается в потреблении, то в японском - в производстве).
В 70-е годы термин «информационное общество» был популяризирован Дэниелом Бэллом, благодаря которому произошла конвергенция двух концепций - информационного общества и постиндустриализма. Очень быстро информационная проблематика становится одной из ведущих в социологическом исследовании современного общества.
Начало теории постиндустриального общества в ее нынешнем понимании (как информационного общества) связано с тем, что, с одной стороны, к 1960-м годам окончательно выкристаллизовалось отношение к развитым обществам как воплощению индустриального порядка. Например, Р.Арон заявлял, что «Европа состоит не из двух коренным образом отличных миров: советского и западного, а представляет собой единую реальность -индустриальную цивилизацию»1. С другой стороны, было возрождено понятие постиндустриализма (Д.Белл использует его в лекциях, прочитанных им в Зальцбурге). Идея была подхвачена представителями самых различных идеологических направлений, а в 1973г. вышла книга Д. Белла «Грядущее
1 Арон Р. Мир и война между народами / Р. Арон. - М..: «Nota Вепе», 2000. - С. 634.