Ви є тут

Современные средства массовой информации как социальный институт общества

Автор: 
Хунджауе Раймонд Жиль
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
174
Артикул:
193170
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ПЛАН
Введение---------------------------------------------------------------- 02
Глава I. Структура общественного института массовой информации.
§1.1. Понятие и сущность социального института информации------------09
§ 1.2. Социальная структура института информации и влияние его элементов
на общественные явления--------------------------------------25
§ 1.3. Коммуникационные каналы общественного взаимодействия человека в рамках института массовой информации--------------------------------41
Глава II. Динамика основных инструментов социального института массовой информации.
§2.1. Историческое развитие печатных информационных средств в процессе
развития общества.......................................... 64
§ 2.2. Социально-значимая информационная составляющая современного
символа в полиграфии------------------------------------------81
§ 2.3. Социальный аспект компромисса электронных информационных средств и технологий печати на примере некоторых стран мира.----------------98
Глава III. Государственное регулирование социальною института массовой информации.
§ 3.1. Социально- экономический эффект применения печатных информационных средств в регулировании коммуникационных процессов—113 § 3.2. Участие ча.стных, коммерческих печатных и полиграфических издательств в процессах социально- коммуникационного развития
общества----------------------------------------------------127
§ 3.3. Обоснование эффективной государственной программы в области
развития печатных информационных ресурсов, имеющих высокую
социальную значимость---------------------------------------139
Заключение---------------------------------------------------------------152
Список литературы--------------------------------------------------------157
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Нам досталось время, когда жизнь людей и их отношение к самим себе претерпевают существенные изменения.
В от.пичие от предыдущих эпох, связанных с технологическими революциями, основанными на материи и энергии, нынешняя социально-информационная революция базируется на экспоненциальном развитии знания о мире, сознании, а так же трансформации понимания времени, пространства и человеческого бытия.
В основе этой новой революции лежит взрывное развитие информационных и коммуникационных технологий общества, разнообразие и возможности которых лимитированы лишь изобретательностью самого центрального его участника - человека.
В этой связи становиться возможным определение системы современных средств массовой информации и коммуникации как социального института.
Во - первых, он имеет вполне определенную устойчивую структуру, формируемую как совокупностью объектов, на которые направлено его воздействие, как то человек, малые человеческие группы и коллективы (трудовые, бытовые, религиозные и т.д.), а также крупные, организованные человеческие сообщества со сложной системой зависимостей между их участниками (государства и их объединения), так и средствами и законами социального взаимодействия между этими объектами: книга, пресса, радио, телевидение, компьютерные сети И Т.д
Во - вторых, существование и взаимодействие элементов института подчиняются вполне определенным социальным законам.
В - третьих функционирование социального института массовой информации порождает 01ромное число значимых социальных явлений и процессов, фундаментальными и элементарными из которых, например,
-15-
обработки уже имеющегося массива знаний.
Модели постиндустриального когнитивного общества точно так же, как упомянутая модель «общества глобальной коммуникации» и признаки появления негативных последствий информационных технологий (возникновение «государства всеобщего надзора»), «отчуждение информации», «террор средств массовой информации» и т. п., явно односторонни и потому недостаточно проникают в суть фундаментальных перемен.
Только всеобъемлющее и растущее применение и более основательное внедрение информационных и коммуникационных технологий во все ненаучные сферы деятельности общества, например, в органы государственного управления, в различные отрасли народного хозяйства, в сферу услуг, особенно в область услуг по предоставлению массовой информации во всем их разнообразии, в глобальное (вертикальное и горизонтальное) соединение всего этого в единую сеть информации с ее непосредственной общедоступностью — только все это продемонстрирует решающие перемены, которые, в свою очередь, дали бы основание говорить об информационном обществе в его принципиальном, основополагающем смысле.
Перебазирование, то есть перевод классических способов распоряжения знанием на новую основу в виде систематического структурирования теорий и предлагаемых ими содержаний и методов осуществляется в глобальном масштабе посредством децентрализованного использования данных, относящихся к суперсовременным фундаментальным, а также прикладным знаниям.
Глобализация и децентрализация, как и обеспечение абсолютной доступности (всем, повсюду и в любое время) сетей информации — это признак, характеризующий новое, высокотехнологическое, системно-информационное общество. Причем здесь все решают не только приборы, как, например, приборы электронной обработки данных и мультимедийное обеспечение различных учреждений управления, предпринимательства.
-16-
СВЯЗИ. школ, агентств по различным услугам необходимыми устройствами, но и применение вездесущих, в виде моделей полностью готовых к введению в действие компьютерных программ, обеспеченных технически и размноженных с помощью информационных технологий,
Для этого нужны не только техническая оснащенность приборами обработки информации и знание методов такой обработки, но и общественные и экономические (хозяйственные) инфраструктуры, которые только и обеспечивают всеобъемлющую «информатизацию» о наличном знании вообще.
Структура и массив данных, электронная и технически обеспеченная доступность в мировом масштабе и объемы накоплений, обработки и распространения этих данных приводят к уже необозримой «информационной горе», общедоступной в децентрализованном виде, но вместе с тем непосредственно и интерактивно в глобальной системе «плоских сетей». Стиль сбора знаний и их накопления становится аддитивным и аг регативным, похожим на последовательное присоединение знаний друг к другу, так что пользователь обычно перегружен ими. Нельзя сказать, что он «переинформирован» сверх всякой меры, и тем не менее можно сказать, что он просто дезориентирован в этом информационном «потоке». Вместо «информационной горы» перед ним, скорее, картина «наводнения» в соответствующей отрасли (во всяком случае, это слово лучше, чем «лавина», которая сметает все на своем пути). Овладение накопленной информацией не обеспечивает автоматически более широкий и лучший обзор, так как одновременно следует также овладеть критерием и стратегией отбора, поставить цель и достичь самостоятельности, когда имеют дело с ориентацией в разных направлениях, стало быть, когда обладают «компасом» и способностью суждения.
Для обеспечения надежной в обращении информацией в либеральном, плюралистическом и демократическом обществе нужны обязательно опережающие меры со стороны политики властей предержащих,