Ви є тут

Социологический анализ избирательных кампаний

Автор: 
Боярских Артем Викторович
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2005
Артикул:
192482
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ:
2
Введение............................................................3
Глава Шзбирательные кампании и технологии в гражданском обществе. 16
1.1 Формирование и развитие гражданского общества в России.........16
1.2 Роль избирательных кампаний в гражданском обществе.............35
1.3 Избирательные технологии, как элемент избирательных кампаний...50 Глава II. Социальные обусловленность и последствия избирательных
кампаний и технологий в России........................................87
2.1 Обусловленность избирательных кампаний и технологий социальностратификационной структурой России...................................87
2.2 Манипулирование поведением различных групп избирателей и его социальные последствия...............................................103
2.3 Особенности использования избирательных кампаний и технологий в Западно-Сибирском регионе............................................126
Заключение.......................................................163
Библиографический список литературы...............................170
Приложение 1......................................................184
Приложение 2......................................................186
Приложение 3......................................................190
3
ВВЕДЕНИЕ
Современная эпоха глобальных процессов и перехода к
постиндустриальному информационному обществу выдвигает на первый план проблему выработки и реализации стратегии устойчивого развития государства на основе коэволюции общества, социального гуманизма, свободы, справедливости и солидарности. Главный вызов нашего времени -необходимость совершения глобальной революции сознания, смысл которой состоит в превращении человечества в единый субъект истории.
Э.Фромм совершенно верно отмечал, что единство современного мира представляет собой «единое потенциальное поле битвы»[143, стр. 167] . Социогенные катаклизмы нуждаются в корректировке, корреляции и
купировании, а это предполагает применение среди различных технологий социального регулирования манипуляционных приемов и методов воздействия на сознание людей и управление их социальным поведением.
Социологические исследования последних лет показывают, что в нашей стране в современный период сложилась весьма острая проблема «утраты в процессе межсистемной трансформации политической и социальной
субъективности - способности ставить перед собой общественно значимые цели и добиваться их реализации. В результате распада прежней советской идентичности, фактического отказа нового российского государства от
выполнения одной из основных функций целеполагания самопроизвольно и противоречиво начался процесс складывания больших социальных групп с различным «социокультурным кодом»[118, стр. 11].
По мнению П.А. Сорокина решение задачи соединения продуктивной деятельности государственной власти, общества и отдельного человека нельзя решить без отсечения различного рода патологий, в сфере социального управления, в том числе манипуляций сознанием и политическим поведением граждан, без установления консенсуса на основе принципов не нанесения ущерба друг другу и «позитивного плюрализма».
18
личности и формам ее жизнедеятельности, обусловленных спецификой социального развития.
Существуя в рамках субъектно-объектных отношений, ответственность связана с теми из них, которые порождают определенные требования к личности, социальным общностям. Эти требования приобретают обязательный характер через систему политических, юридических, экономических, моральных норм. Иначе говоря, ответственность как деятельное отношение, представляет собой конкретно-исторический тип взаимодействия между личностью и обществом. Именно поэтому, социальная ответственность, как общественное отношение интегрирует различные элементы процесса становления гражданского общества и правового государства, ибо предполагает осознанное отношение субъекта (личности, социальной группы) к потребностям социальной действительности, реализуясь в исторически значимой деятельности.
Ответственность означает единство двух аспектов: негативного и позитивного. Негативный аспект характеризуется наличием системы социальных санкций, призванных регулировать отношения личности и общества. Позитивный аспект подразумевает сознательную реализацию индивидом себя как личности в процессе формирования гражданского общества. Поэтому становление гражданского общества не сводится только к явлениям политического порядка, таким, как демократия и парламентаризм. Основой этого процесса выступает приоритетность прав индивида как самостоятельного субъекта. Отстаивая свои права, политические позиции, индивид соотносит их со своими представлениями о законности, праве, морали, социокультурными ориентациями.
Социальная ответственность личности, субъекта есть полифункциональное явление, где сливаются политические, правовые, нравственные и эстетические ценности, создающие базу для осознания человеком дихотомии своих прав и обязанностей и определяющие характер его деятельности.
19
Говоря о гражданском обществе, следует исходить из понятия человека и гражданина, т.е. его прав и свобод, как из основной детерминанты политической системы общества, которое стремится быть демократическим. Намного важнее оказалось положение человека в современном обществе, в социалистическом и постсоциалистическом, чем другие элементы, через которые определяли социализм до сих пор, например, собственность на средства производства, господствовавший тип общественного распределения, монопольное положение компартии. Ныне должно быть реабилитировано и понятие гражданства, т.е. следует возвратить человеку политическую и экономическую субъективность, моральную, религиозную и творческую автономию. Трудно предположить, что человек может быть свободным до тех пор, пока экономическая монополия любого рода будет жестко ограничивать его активность. До сих пор поколение, которое вступает в гражданское общество не адекватно относится к демократическим процедурам. Анализируя результаты социологического опроса (рис. 1), можно выявить тенденцию, что социальная категория - молодёжь не разделяет и не принимает основные тенденции развития гражданского общества. Явка на избирательные участки двух вместе взятых гатегорий не перекрывает даже отдельно взятое предыдущее поколение, что осложняет внедрение в социум основных элементов гражданского общества.
Рис. /.Разделение избирателей пи возрасту, готовых пойти на выборы Президента РФ (в %)‘
30
11
□ 18-25 025- 35 035-60 Оболсо 60
1 Социологический опрос проведён с 3-9 .03.2004 в г. Тюмени, выборка 2 780 человек, из них женщин -55%, мужчин - 45%, 18-25 лег - 19%, 25-35 лет- 33%, 35-60 лет- 28%, более 60 лет- 20%.