СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖИ...................................13
1 Л. Специфика социальных проблем молодежи в России........13
1.2. Формирование государственной молодежной политики
в Российской Федерации.....................................35
1.3.Положение молодежи и молодежная политика в Германии 50
Глава 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
МОЛОДЕЖИ В ГЕРМАНИИ И РОССИИ...............................69
2.1. Формирование государственной системы
социальной защиты молодежи.................................69
2.2.Социальная работа с молодежью как средство преодоления насилия в молодежной среде................................107
Заключение................................................145
Список литературы
151
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Радикальные преобразования российского общества, системный кризис его основных сфер, неопределенность государственной идеологии и другие проблемы общественного развития прямо сказались на молодом поколении. Происходит ухудшение важнейших характеристик молодежи: здоровья, образования, материального обеспечения, снижение ее социального статуса. Глубокие изменения в социальной стратификации общества привели к поляризации, основанной на имущественном неравенстве. Усиливается расслоение молодежи по социально-экономическим характеристикам, меняется роль и место молодых людей в становлении нового общества. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема социальной защиты молодежи, исследования процессов, происходящих в молодёжной среде, выявления факторов, содействующих социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодёжи, её более активному включению в жизнь общества.
Предстоит создать систему, способную обеспечить правовую и социальную защищённость молодых граждан, обусловленную их возрастом и социальным статусом.
При этом следует иметь в виду, что система социальной защиты населения, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирующая его права и свободы, стала обязательным элементом государственного устройства государств с социально ориентированной экономикой. В настоящее время большинство стран мира переживает период трансформации своих программ социальной защиты населения, включая молодёжь. Это связано с новыми социально-экономическими и демографическими реалиями современного общества. Если в большинстве стран Европы, в том числе в Германии, достаточно устойчивая система социальной защиты претерпевает период своей трансформации, опираясь на сложив-
прежде всего, с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие изменения в его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении. В этих условиях возрастает специфика групповых отношений и в молодежной среде, меняется роль и место молодых людей в становлении нового общества.
С точки зрения интегративного подхода к определению понятия «молодежь» следует отнести следующие.
Молодежь - это социально-демографическая группа, специфические социальные и психологические черты которой обусловлены возрастными особенностями молодых людей, процессом становления их духовного мира, социализации, спецификой положения в социальной структуре общества. Обычно к молодежи относят людей в возрасте от 16 до 30 лет. Однако в зависимости от социально-экономических и других факторов (в частности, продолжительности жизни людей, приобретаемых молодыми людьми профессий и специальностей и т.п.) нижняя и верхняя границы могут быть сдвинуты. Чаще всего нижнюю границу в этом случае определяют в 14 лет, верхнюю в 35 (молодые ученые) или наоборот, 25 годами (а то и ниже) при минимальной продолжительности жизни.
Нижняя возрастная граница обусловливается тем, что подростки впервые в своей жизни получают право выбора в социальном плане: продолжить учебу или поступить на работу. В 30-летнем возрасте молодые люди достигают профессиональной зрелости, занимают определенное положение в обществе, завершают формирование своей семьи.
Молодежь как социально-демографическая группа характеризуется и общими (психологическими, социальными, возрастными), и специфическими чертами. При этом социальные и психологические характеристики претерпевают изменения в зависимости от возраста, условий
16
жизнедеятельности молодежных групп, что связано, главным образом, с их местом и ролью в структуре общества.
Необходимо иметь в виду, что эта социально-демофафическая группа находится на переходной стадии развития (от детства к миру взрослых). Причем, естественно, что разные возрастные подгруппы (16-18, 19-21, 22-24, 25-30-летние) по-свосму переживают этапы осмысления норм и ценностей, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статусов и, конечно же, семейной социализации. Особого внимания заслуживает социализация молодежи (включая подростковую - 12-14 лет) до 25 лет. Все это выражается, в конечном счете, в специфических молодежных формах сознания и поведения, в понятиях молодежной субкультуры, в отношении к референтным фуп-пам, старшим возрастным фуппам с учетом принадлежности тех или иных слоев молодежи к социально-профессиональным, социальноклассовым и другим категориям населения, иначе говоря, с учетом места и роли молодежи в социальной структуре общества.
Среди признаков, которые в своей совокупности определяют понятие «молодежь», некоторыми исследователями (Ю.Р. Вишневский,
В.К. Криворученко, П.Д. Павлснок, Б.А. Ручкин, В.М. Шапко и др.) устойчиво выделяются:
• возрастные фаницы и социально- психологические особенности;
• специфика социального статуса, ролевых функций, социокультурного поведения;
• процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи и индивидуализации.
Эти факторы объединяют разных молодых людей в социальную общность и позволяют рассматривать молодежь в единстве её объективных и субъективных характеристик как целостность в соотношении с другими социально-демофафическими фуппами.
*
- Київ+380960830922