Содержание
Введение........................................................4
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социальных функций системы высшего профессионального образования................................................................20
1.1 Социологические теорий социальных функций................20
1.2 Высшее образование как социальная система................37
1.3 Типология социальных функций системы высшего образования ...............................................................46
Глава 2. Функциональная статика и функциональная динамика
системы высшего образования............................................65
2.1 Эволюция социальных функций высшего образования как соотношение статических и динамических характеристик.......................65
2.2 Особенности становления высшей школы в России................77
2.3 Советская система высшего образования как фактор социального развития общества......................................................97
2.4 Российская система высшего образования на рубеже ХХ-ХХ1 веков...................................................................113
Глава 3. Взаимосвязь структурных и функциональных изменений в системе высшего профессионального образования..................129
3.1 Структурные трансформации системы высшего профессионального образования.................................................129
3.2 Гуманитаризация высшего образования....................155
3.3 Интеграция социально-гуманитарной подготовки студентов... 179
Глава 4. Основные субъекты функционирования российской высшей школы....................................................199
4.1 Профессорско-преподавательские кадры: статика и динамика..............................................................199
4.2 Студенчество как социальная группа: количественные и качественные характеристики...........................................223
Заключение...............................................271
Список использованных источников и литературы............279
вилегированными классами. По мнению Дюркгейма, социальное положение индивида должно соответствовать его способностям. Так была поставлена проблема прямой зависимости социального положения индивида от способностей последнего, одновременно предлагались пути ее решения.
К функциям системы образования Дюркгейм причислял не только социализирующую, но и социально-структурирующую. А функция профессиональной подготовки трактуется как стабилизирующая в духе его концепции социальной солидарности. В этой связи следует отметить, что разрешение конфликтов увязывается с созданием меритократической модели общества, в котором образованию отводится важнейшая роль.
Макс Вебер рассматривает образование в связи с социальной стратификацией общества в рамках представлений «понимающей социологии». Так, в качестве одного из критериев социального престижа, связанного с социальным статусом индивида, Вебер выделяет формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни. Он проводит различие между классовым и социальным статусом. По Веберу, социальный статус может определять классовый статус, но не сводится к нему. Классовый статус военного офицера, гражданского служащего или студента может сильно различаться, хотя во всех отношениях их образ жизни определяется общим для всех них образованием. Следовательно, получаемое образование играет важную роль в социальном положении индивида Несмотря на различие классовых позиций, оно их как бы сглаживает, делает менее различимыми.
Поэтому, по М. Веберу, наиболее важный источник развития тех или иных страт, - это развитие специфического стиля жизни, включающего тип занятия, профессии, который в свою очередь непосредственно связан с образованием. Следовательно, образование выступает и в качестве одного из оснований для социальной дифференциации членов общества, в то же
время может выступать в качестве средства, стирающего (размывающего) классовые различия и тем самым вольно или невольно способствуя социальной мобильности в обществе.
Социальная мобильность является действенным фактором социальной регуляции в современном обществе. В качестве фактора социальной дифференциации и социальной мобильности в обществе рассматривает образование П.Л. Сорокин1. Обеспечение социального порядка в обществе, как показывает русско-американский социолог, осуществляется с помощью социальных механизмов, одним из которых является школа, контролирующая процесс социального тестирования, отбора и распределения индивидов внутри различных страт, слоев. Основная цель этого контроля -распределение индивидов в соответствии с их возможностями успешного выполнения своих социальных функций. Поэтому школа, наряду с другими социальными институтами, такими, как семья, церковьу политические, профессиональные организации и другими является одновременно "каналом вертикальной циркуляции", способствующим продвижению вверх или спуску вниз по социальной "лестнице" и своеобразным "ситом", которое "просеивает" индивидов и определяет им то или иное место в обществе.
Таким образом, эти функции (тестирующая, селекционирующая, дистрибутивная) предназначены для социального отбора, распределения и перемещения индивидов в обществе. Иными словами, школа играет важную роль в социальной дифференциации членов общества, одновременно способствуя процессу социальной мобильности. Дефекты в образовательной системе неизбежно сказываются на всем обществе и, напротив, успешное функционирование данного социального института приводит к его благоденствию и процветанию. В этой связи необходимо также отметить, что П.А. Сорокин считает школу вторым по значимости после семейного
1 См.: Сорокин П. А.
- Київ+380960830922