Ви є тут

Ценностные ориентации молодежи : На примере республики Северная Осетия-Алания

Автор: 
Волкова Наталья Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271176
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ................................................... 3
Глава 1 Тсоретико- методологические аспекты исследования ценностных ориентаций молодежи
1.1. Генезис «ценности» как научной
категории......................................... 16
1.2. Ценностные ориентации как объект
социологического исследования..................... 36
1.3. Формирование ценностных ориентаций молодежи в условиях социокультурного
кризиса........................................... 53
Глава 2 Ценностные ориентации молодежи Республики Северная
Осетия - Алания и их влияние на жизненное самоопределение
2.1. Гражданская и этническая самоидентификация
в условиях полиэтничной среды...................... 79
2.2. Религиозное самоопределение молодежи..................... 102
2.3. Ценностные ориентации молодежи в вопросах
жизненного самоопределения.......................... 113
Заключение................................................. 141
Список литературы.......................................... 148
Приложения................................................ 163
3
Введение
Актуальность исследования.
Происходящие в нашей стране экономические и социально-политические преобразования оказывают значимое влияние на все сферы социальной жизни России. Вызванные ими новые проявления общественного сознания все реже управляются установленными ранее традициями, нормами. Отмечается отмирание старой ценностной шкалы, переставшей служить в условиях изменившейся социальной реальности ориентиром поведения. Состояние массового сознания населения, и прежде всего молодежи, характеризуется неустойчивостью, эклектичностью. В этой ситуации возрастает интерес к ценностной проблематике, обусловленный нормативно-регулирующим характером функций, выполняемых системой ценностей в обществе. Социальное пространство и время выстраивают определенную иерархию ценностей, которая находится в диалектическом единстве с конкретным историческим этапом развития общества.
Общество, переживающее процесс социальной трансформации, находится в наиболее драматической ситуации. Монизм ценностей и интересов разрушен, наблюдается плюрализм новых ориентаций, но нет согласия по поводу базовых ценностей и интересов. Одна часть общества стремится вернуться назад, к прежнему единству, другая желает еще большей плюрализации жизненных позиций, отказывается от морального контроля и оценок, принимая за высшее благо сам плюрализм. Духовная потерянность с одной стороны, и активный поиск новой системы ценностей -с другой, характеризуют социокультурную ситуацию в современной России.
Духовно-идеологический кризис, охвативший сегодня массовое сознание российского общества, проявляется в разных формах, в том числе, в разрыве единого духовного пространства, утрате национального консенсуса по поводу базовых ценностей, ставших предметом общественной политики и
16
Глава 1 Теоретико-методологические аспекты исследования ценностных
ориентаций молодежи
1.1. Генезис “ценности” как научной категории
Непосредственный анализ содержания ценностных ориентаций требует четко работающих в данном теоретическом контексте дефиниций ценностных явлений. В качестве теоретико-методологической основы мы считаем необходимым определить категориальный аппарат, включающий в себя понятие “ценности” в качестве исходного, а также связанные с ним однопорядковые категории.
Нам представляется, что более целесообразно начать рассмотрение этой проблемы не просто с определения и констатации ценностных феноменов, а с анализа того, как эта проблема возникла исторически.
Проблема ценностей не утрачивает своей актуальности на протяжении всей истории развития общественной мысли. Первые философские соображения о ценностях восходят к древности. Так, в диалогах Платона рассуждения о добре и зле, пользе и вреде, хорошем и плохом есть не что инос, как оценка событий, поступков, явлений. К рассмотрению этих вопросов обращались и философы Нового времени - Декарт, Гельвеций, Фурье и др.
Однако в самостоятельную область знания теория ценностей начала оформляться в западной философии в конце XIX начале XX веков как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей проблеме ценностей.
Понятие «ценность» ввели в научный оборот немецкие философы В. Виндельбанд и Г. Риккерт, которых считают основоположниками аксиологии. Хотя, по мнению некоторых исследователей (Т.Б. Любимовой, И.М. Попова, Н.С. Розова и др.), уже в работах И. Канта были изложены основные принципы аксиологического подхода и сформулировано
17
понимание ценности как особого феномена. По мнению II.С. Розова, «взгляды Канта и его последователей заслуживают самого пристального внимания хотя бы потому, что практически все последующие теории ценности либо восходят к идеям Канта, либо отталкиваются от них». [15,с. 39] Именно от кантовского аксиологического метода разведения теоретического и практического разума, мира вещей и мира ценностей берет свое начало собственно аксиология как наука.
Центральными понятиями этики И. Канта являются императивы и соответствующие им практические формулировки - предписания-максимы, но для выявления основополагающих императивов и максим Кант вводит вспомогательное понятие «царство целей», сыгравшее значительную роль в последующих аксиологических концепциях. И. Кант постоянно подчеркивает различие между целями, имеющими источник в чувственном мире склонностей и потребностей и целями, которые значимы «сами по себе», в силу своего соответствия объективным законам разума и волнения. Именно эти цели имеют собственное достоинство, значимость, ценность. [ 76 ]
И хотя проблематика ценностей была в этике И. Канта не центральной, а периферийной и вспомогательной, именно в ней был заложен фундамент для ее последующей разработки.
Ее становление и развитие происходит в недрах неокантианства (фрейбургская школа), где понимание ценности наиболее полно изложено в трудах представителей этой школы - немецких философов В. Виндельбанда и Г. Риккерта.
Центральная идея теории познания В. Виндельбанда и его учения о нормативном сознании - различие суждений и оценок. Критерием оценки является определенная цель, выдвигаемая высказывающим ее человеком. Поэтому, всякая оценка может быть выражена в альтернативной форме ("хорошо - плохо") и она имеет смысл и значение только для того, кто признает эту цель. Указанное дихотомическое деление оценок, которое до сих пор является характерным для аксиологических исследований, постоянно