Ви є тут

Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города

Автор: 
Черепухин Юрий Михайлович
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
1995
Артикул:
1000149173
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
ГЛАВА 1. МУЖСКОЕ ОДИНОЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА:
ОБЗОР ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ И
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ............................................................13
1. Основные направления изучения мужского
одиночества.............................................................13
2. Концептуальная модель исследования.....................................25
ГЛАВА 2. МУЖСКОЕ ОДИНОЧЕСТВО КАК
ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА................................................4*^
1. Мотивы и предпосылки мужского одиночества....4#3
2. Ценности и установки одиноких мужчин в области
брака и семьи...........................................................62
3. Сравнительный анализ образа жизни одиноких
и женатых мужчин........................................................83
ГЛАВА 3. МУЖСКОЕ ОДИНОЧЕСТВО В КОНТЕКСТЕ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ....................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................ 131*
ЛИТЕРАТУРА................;........................ 140
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................155
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
В связи с наличием значительного числа одиноких мужчин во всех развитых обществах, проблемы изучения мужского одиночества являются актуальными как для отечественной, так и для зарубежной фамилистики. Актуальность этой проблемы объясняется многими факторами.
Во-первых, увеличение числа одиноких мужчин затрагивает интересы общества в воспроизводстве социальной структуры, его биологическом воспроизводстве (поскольку в большей части обществ большинство детей появляются в санкционированных обществом супружеских союзах, то и откладывание вступления в такие союзы, так же как и вообще невступление в них, представляет собой важные методы регулирования рождаемости).
Во-вторых, изменение брачно-семейных отношений, обусловленное спецификой социально-экономических процессов, привело к значительной трансформации норм и ценностей в данной сфере. Происходит переоценка ценности семьи как социального института, важности ее проблем, а также тех потребностей, которые необходимо и целесообразно удовлетворять в семье. От этих оценок, закрепляющихся в общественном и индивидуальном сознании, в значительной мере зависит формирование ценностного сознания, в значительной мере зависит формирование ценностного отношения к семье, составляющего основу брачной мотивации.1
1Под брачной мотивацией подразумевается "комплекс позитивных мотивов, побуждающих людей к созданию семьи, а также негативных, удерживающих их от этого шага" [38. С. 23]
\
- 21 -
Г. Кристенсен и К. Джонсон предложили выделять следующие типы обстоятельств, способствующих формированию установок на одинокую жизнь (каждое из них специфично для определенного круга индивидов или отдельных культур) [102. Р. 475-476]:
1. Самопожертвование из-за дефектов наследственности, здоровья, способностей или характера.
2. Преданность делу, например религиозное безбрачие.
3. Взгляд на брак как на нечто, конкурирующее с другими желаниями, и мнение, что брак - слишком большая цена за невозможность удовлетворять их (желание славы, творческого успеха и т.д.).
4. Отсутствие адекватной возможности и в результате отрицательное отношение к браку.
Особого внимания заслуживают люди, добровольно предпочитающие одинокую жизнь. Существует ряд исследований по разному объясняющих наличие подобных установок у сравнительно большого числа лиц. Так, например, Ф. Мертинсон предположил, что человек, избирающий одиночество, нередко может быть лучше приспособлен к жизни, чем тот кто рано вступает в брак из-за потребности в эмоциональной поддержке [135. Р. 161-164]. Р. Клемер выдвинул предположение о том, что брак ведет к отбору средних типов личностей, оставляя вне себя тех, кто обладает крайними личностными свойствами (как с крайне высокими, так и с крайне низкими самооценками) [128. Р. 41-46].
Ко второму направлению исследований относятся работы, посвященные типологии мужского одиночества.
-22-
В рамках указанного направления, заслуживает самого пристального внимания работа Т.А. Гурко и М.С. Мацковского "Одинокий мужчина в большом городе" [23). В ней авторы впервые, по крайней мере в отечественной социологии, предприняли серьезную попытку разрешить противоречие между, с одной стороны, теоретической и практической необходимостью изучения контингента одиноких мужчин и, с другой стороны, отсутствием информации об особенностях их образа жизни, причинах одиночества и матримониальных предпочтений, с позиции комплексного, системного подхода. Несомненный интерес вызывает и разработанная авторами типология мужского одиночества. Ими были выделены четыре типа мужского одиночества: сознательное одиночество; сознательный отказ от брака до определенного времени или события; вынужденное одиночество; временная отсрочка брака с конкретным партнером. Хотя эта типология, бесспорно, относится к числу наиболее интересных, она, к сожалению, по нашему мнению, не может считаться совершенной, так как требует дополнительных уточнений в плане эмпирической операционализации понятий для того, чтобы обогатить теорию и войти в практику исследовательской работы.
Несколько ранее (1978 г.), свою типологию одиночества предложили А.Г. Харчев и М.С. Мацковский [80. С.82-83]. Основанием для типологии послужил характер установок одиноких людей на брак:
- первый тип - негативная установка на брак;
- второй тип - крайне высокая избирательность при выборе брачного
партнера;
- третий тип - средний уровень избирательности;
- четвертый тип - низкий уровень избирательности.