Содержание
Введение...............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования бездомности
1.1. История изучения проблемы бездомности............................13
1.2. Комплексный анализ факторов, обуславливающих бездомность 33
Глава 2. Исследование социальной компетентности бездомных
2.1. Низкая социальная компетентность как один из факторов, обуславливающих бездомность...........................................75
2.2. Методика эмпирического исследования социальной компетентности бездомных.............................................................87
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования социальной компетентности бездомных..............................................94
Глава 3. Технология профилактики бездомности
3.1. Анализ технологий и методов профилактики бездомности............121
3.2. Методологическая основа и составляющие технологии комплексной профилактики бездомности.............................................136
3.3. Технология профилактики бездомности.............................144
Заключение..........................................................190
Литература..........................................................196
Приложение 1. Специализированная анкета «Изучение социальной компетентности бездомных»............................................207
г
1
Приложение 2. Статистические данные по проблеме бездомности, использованные в диссертации...........................................213
2
«аномии» Р. Мертона, где «бродяжничество» рассматривается как способ поведения. Он выражается безразличием субъектов к средствам достижения общественно приемлемых целей, так как данным субъектам недоступны легитимные средства достижения целей из-за их положения в социальной структуре общества. Это объясняет тот факт, что бездомные в подавляющей своей массе социально пассивны и инертны в общественной жизни.
2. Наиболее плодотворной считается попытка связать модифицированную теорию аномии с теориями социализации и семейной дезорганизации. Она позволяет объяснить причину невозможности легитимно оценить общественно приемлемые цели и достичь их для низкостатусных слоев населения. Становится понятно, почему большинство бездомных - мужчины. Причиной этого является закрепление за ними в семье инструментальной роли и более глубокое переживание неудач по сравнению с женщиной, которая выполняет социально - интегративную функцию и чей заработок считается дополнительным. Ведущая роль женщины в современной семье приводит со временем к проблемам идентичности у мальчиков, что в последствии может являться причиной девиации. Представители низших слоев зачастую отвергают коммуникативный способ решения конфликтов, как слишком долгий и сложный для них, избирая при этом преступление в качестве более легкого образца поведения. Поэтому больше половины «бродяг» не имеют семьи.
3. Отмеченные условия жизни и социализации обозначаются термином «субкультура». Анализ концепции «субкультуры» показывает наличие у субкультурных процессов закрытости и сопротивлению вмешательству извне, которые исключают любые изменения и противостоят социально-политическим и социально-коррекционным мероприятиям. Этот процесс в полной мере наблюдается и у бездомных, которые имеют свою субкультуру и не имея ресурсов к открытому сопротивлению, выражают свое отношение путем ухода из обычного общества. Рассматриваемый культурный процесс
20
можно объяснить, как «рациональное» приспособление к объективному принуждению, к "нормализующим" санкциям общества.
В ряде работ рассматривается общественное мнение по отношению к бездомным [Becker.H., 1967, Baker В. К., 1988]. Оно определяется, по мнению авторов, восприятием их как «нечестных бедных», которые сами виноваты в своем положении. Отрицательное отношение к бездомным связывается и с тем, что бездомные вторгаются в публичное пространство городов, которое большинство горожан считает своим. Вместе с тем отношение к различным бездомным дифференцируется в зависимости от степени утраты последними семейных связей, наличия визуальной стигмы.
Существенная часть европейской дискуссии сегодня связана с понятием «социальное исключение». Некоторые исследователи [Avramov, 1999; Edgar et al, 1999; Ravenhill, 2000], обсуждая проблему бездомности, упоминают самих бездомных как вероятных «исключенных» из среды. Выдвигались предположения, что процесс исключения/интеграции происходит с бездомными, по меньшей мере, дважды. Во-первых, это процесс исключения из «большого общества», именно он чаще всего становится предметом исследований бездомности, и процесс возвращения/включения в общество. Во-вторых, это процесс включения бездомного в «уличное сообщество», интеграция в маргинальную культуру, в которой он «нормален». И затем процесс исключения из «уличного сообщества», который, также как и процесс исключения из «большого общества», сопровождается разрывом социальных связей, изменением стиля жизни и доступных практик. Однако исследования, четко обосновывающего социальное исключение бездомных не проводилось.
Исследования сервис-организаций для бездомных [Ravenhill, 2000] показывают, что не достаточно предоставить жилье человеку с большим стажем бездомности, помимо этого необходима длительная и трудоемкая работа, направленная на социальную и психологическую реабилитацию (восстановление/создание социальных связей, интеграцию в рынок труда и
- Київ+380960830922