2
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Истоки и сущность местного самоуправления 18
1.1. Методология исследования и основные теории местного самоуправления. 19
1.2. Генезис и социальные условия становления местного самоуправления в России 32
1.3. Конституционная модель местного самоуправления в современной России • 43
Глава 2. Институциализация местного самоуправления в России 66
2.1. Государственная политика по отношению к местному 66 самоуправлению
2.2. Перераспределение полномочий между органами 87 государственной власти и местного самоуправления
2.3. Гражданское общество и местное самоуправление 104
Глава 3. Основные тенденции развития местного 127
самоуправления в России
Заключение 153
Список использованных источников и литературы 158
Приложение. Глоссарий Л7Л
3
Введение.
Актуальность темы исследования. Как известно, свойство самоорганизации генетически присуще всем социальным общностям, в том числе, - сообществу людей, объединенных местом проживания (местным сообществам). Не менее известно, что самоуправление в наиболее широком смысле, т.е. как форма самоорганизации местных сообществ, возникло задолго до появления государства. С появлением института государства роль первых (самоорганизационных) форм местного самоуправления стала изменяться.
На протяжении всей истории организации власти в обществе шел социальный процесс поиска ниши местного самоуправления в системе государственного устройства каждой страны. Происходил он, как правило, на фоне кризисов управления, связанных с концентрацией власти у государственных структур. Суть этого процесса заключалась в перетекании властных полномочий от собственно самоуправленческой составляющей к государственной составляющей и наоборот.
Итог данного процесса в Европе - принятие в 1965 году Европейской хартии местного самоуправления, которая стала отражением многовекового поиска механизмов согласования интересов государства и гражданского общества. Следование нормам Европейской хартии позволяет государствам, присоединившимся к ней, вырабатывать “противоядие” излишне централизованным, и, в силу этого, неустойчивым системам своего устройства.
Россия, богатая традициями самоуправления с древнейших времен, на различных этапах своего развития в той или иной мере утрачивала самоуправленческую составляющую в организации системы власти. Очередной этап сильной концентрации государственной власти приходится на период 1930-1990 годов, когда местное самоуправление было вычеркнуто из государственного устройства и заменено государственным управлением на местах. Произошел трагический для России разрыв непрерывной цепи эволюции, когда ненужными стали знания и опыт многих муниципальных деятелей, их стремление к общественному благу. Не будет преувеличением сказать, что одной из причин, породивших системный кризис нашей государственности в конце 90-х годов, явилось длительное подавление местного самоуправления.
Естественным результатом этих кризисных явлений стали общественные преобразования, давшие импульс формированию местного самоуправления как принципиально нового для российской действительности социального института. Современный процесс
16
ликвидации местного самоуправления как российского феномена в силу либо окончательного экономического развала России, либо реализации наметившихся налоговых и бюджетных инициатив федеральных органов государственной власти. Результатом ненадлежащих действий со стороны органов власти субъектов Российской Федерации стало искажение природы и сущности местного самоуправления путем процесса его огосударствления или превращения в безвластный институт общественного самоуправления. Такое искажение стало возможным в силу того, что региональные элиты сосредоточили политические и экономические рычаги управления при отсутствии действенного контроля со стороны федеральных органов власти. Позиция региональных лидеров, к сожалению, часто находит поддержку среди представителей научных кругов.
10. Определены, такие негативные тенденции развития местного самоуправления: неоправданное укрупнение муниципальных образований, криминализация структур муниципального управления, однообразие
организационных форм местного самоуправления в различных типах и видах муниципальных образований.
11. На основании исследования выработаны некоторые рекомендации по совершенствованию системы государственного устройства,
формированию эффективного местного самоуправления и сильного
государства. В частности, предлагается: создать Высший Государственный суд, функцией которого было бы рассмотрение дел, • связанных с
ответственностью перед законом высших должностных лиц государства; ввести процедуру отстранения от должности губернаторов за выявленные судом нарушения Конституции и федерального законодательства; сформировать действенную систему надзора за законной деятельностью региональных и муниципальных органов власти вплоть до отмены спорных решений, справедливость которых должна быть доказана в суде органом (должностным лицом), который принял это решение и т.д.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности использования его результатов в сфере государственного управления и местного самоуправления, проведении научно обоснованной и взвешенной государственной политики по отношению к складывающемуся социальному институту местного самоуправления, формировании эффективной муниципальной политики, применении в учебном процессе по предметам “Государственное и муниципальное управление”, “Научные основы социального управления”, профессионализации государственной и муниципальной службы, совершенствовании законодательства в сфере муниципального права, надзорной и судебной систем в государстве.
17
Апробация работы. Концепция диссертации обсуждена на заседании проблемной группы кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС при Президенте Российской Федерации. Отдельные аспекты диссертации нашли свое отражение в публикациях, в выступлениях автора на нескольких конференциях и семинарах:
научно-практическая конференция “Местное самоуправление:
проблемы, противоречия, перспективы” (Москва, 2-3 апреля 1998 г.),
международная научно-практическая конференция “Современное состояние и перспективы развития экономической социологии” (Москва, 11-12 ноября 1998 г.),
всероссийская научно-практическая конференция “Конституционноправовая реформа в современной России: итоги и перспективы” (Москва, 16-17 декабря 1998 г.),
семинар-совещание “О взаимодействии органов государственной власти области с органами местного самоуправления” (Калуга, 24 декабря
1998 г.),
семинар “Реформы местного самоуправления в Польше” (Варшава, Краков, 19-25 апреля 1999 г.),
круглый стол “Становление местного самоуправления: современное состояние, новое видение, перспективы” (Москва, Минрегион России, 25 мая
1999 г.)
мждународный семинар “Взаимодействие населения и органов местного самоуправления “ (Ижевск, 10-11 июня 1999 г.).
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения (глоссария).
- Київ+380960830922