Ви є тут

Молодежные общественные объединения в современной России: социологический анализ эффективности

Автор: 
Родина Ольга Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
276632
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
»
Введение...............................................................2
Глава I
Феномен молодежных общественных объединений: основания социологического анализа
§ 1.1 Методология исследования молодежных объединений:
синтез макро- и микро-подходов.................................17
§ 1.2 Условия формирования и особенности молодежных объединений
в современной России...........................................59
^ Глава 11
Актуальные тенденции и перспективы развития молодежных общественных объединений
§ 2.1 Проблемы и противоречия развития современных молодежных
объединений....................................................89
§ 2.2 Эффективность деятельности молодежных общественных
объединений: поиск критериев и направлений развития...........133
Заключение.......................................................... 162
Библиографический список использованной литературы...................172
*
Приложение 1.........................................................193
Приложение 2........................................................197
1
Введение
Актуальность темы исследования:
Молодежные общественные объединения, как форма проявления социальной активности молодого поколения, развиваются сегодня на качественно ином уровне. Переживая в связи с трансформацией российского общества новый этап становления, они постепенно институционализируются, начинают складываться в единую структуру со специфическими правилами и механизмами функционирования. Их разнообразие по масштабам, целям и особенностям мировоззрения представляют большой интерес для социологического анализа.
Переход от подвижной структуры к стабильной сопровождается широким спектром проблем и противоречий. Развитие молодежных объединений в современных условиях характеризуется неустойчивостью, быстрыми темпами изменений. Им приходится «выстраивать» свою деятельность в обществе, опираясь на новые ориентиры, искать иные, более эффективные формы взаимодействия с молодежью, политической властью, СМИ, коммерческими организациями, а также между собой.
Данные объединения, с одной стороны, выступают в качестве субъектов социальной политики, представляющих интересы различных групп молодежи -тем самым они способствуют усилению роли молодежных инициатив, развитию институтов гражданского общества. В то же время, нередко приоритетом их деятельности становится реализация «государственного заказа», сдерживание деструктивных проявлений молодежной активности - в этом случае организации и движения служат инструментом воспитания и контроля молодого поколения. Поэтому приобретает значимость вопрос об их доминирующих социальных функциях.
Кроме того, в последние годы увеличивается количество «искусственных», конъюнктурных объединений, создаваемых «сверху» (государственной властью) или «со стороны» (экстремистскими организациями, зарубежными
2
2) Позициональный уровень (мезо-уровень) - молодежные объединения как представители общественной сферы деятельности и объекты социальных процессов: динамика их структуры, функций, механизмов работы и
взаимодействия;
3) Личностный уровень (микро-уровень) - участники молодежных объединений как действующие субъекты и, одновременно, объекты
формирования идентичности: их мотивация, ценности и цели, динамика
личности в объединении.
Изучение этих уровней и специфики их взаимовлияния позволит
осуществить синтез макро- и микро-подходов, который рассматривается как один из приоритетов в современной социологической науке.
Неотъемлемое условие теоретико-методологического анализа феномена молодежных общественных объединений - это формулировка и интерпретация основных понятий исследования. Прежде всего, необходимо начать с категории «молодежь», поскольку она является определяющей для изучаемой нами сферы. Изучение сущности молодежи как социальной группы и форм проявления ее активности делает возможным понимание общей природы и особенностей молодежных объединений.
Молодежь представляет собой большую общественную группу, имеющую специфические социальные, культурные и психологические черты и формирующую стартовые условия для самостоятельного существования в обществе.
Важно отметить, что в гуманитарных науках не существует единой точки зрения по поводу «нижних» и «верхних» границ молодежного возраста, но представители различных научных школ едины в том, что эти границы связаны с началом и завершением оформления целостного самосознания личности. Возрастные критерии молодости определяются в зависимости от окончания предшествующего (детства) и начала последующего периода (зрелости). Обычно в социологии с молодостью отождествляется интервал от 16 до 30 лет, однако, в силу социальной неоднородности молодежи, эти рамки постоянно
пересматриваются (от 13 до 25 лет, от 15 до 35 лет, от 14 до 29 лет и т. д.). Следовательно, целесообразно ориентироваться не на количественные, а на f качественные признаки молодости - она охватывает начало и окончание
процесса самоопределения, конструирования собственного стиля жизни, выбора основных социальных ролей и своего места в общественной системе.
Английский социолог Саймон Фрис1 рассматривал положение молодежи как переходное, находящееся на пересечении двух «векторов»: зависимости / независимости и безответственности / ответственности. Идентичность молодого человека складывается в результате комплексных личностных изменений: психологического взросления, появления чувства
самостоятельности, формирования индивидуальных ценностей и принципов, на основе которых интерпретируются окружающие явления и собственные поступки. В силу своего специфического положения молодежь одновременно воспроизводит существующие социальные, культурные отношения, и, в то же V время, привносит в них значительные коррективы.
Несмотря на неопределенность позиции в обществе, молодежь отличает самодостаточность: это особое мировосприятие, специфические потребности и интересы. Исследователи Н. В. Веселкова и Е. В. Прямикова2, анализирующие смыслы взросления, подчеркивают, что для современных молодых людей характерна не только направленность в будущее, как принято считать, но и ценность настоящего - они находят смысл и радость бытия в самой молодости. Авторы подчеркивают, что юноши и девушки воспринимают процесс взросления не только по традиционным внешним признакам (связанным с получением специальности, обретением финансовой независимости и т. д.) -они видят в нем также внутреннее измерение (касающееся развития личности, становления субъектности). у Молодежь можно рассматривать как одну из разновидностей социальных
общностей, поскольку она представляет собой относительно устойчивую
1 Frith S. The Sociology of Youth (London, 1984). -
http://region.uIsu.ru/books/youth_cultures_and_subcuItures/texts/The_Soc...
2 Веселкова H. В., Прямикова E. В. Социальная компетентность взросления. - Екатеринбург, 2005.
19