Ви є тут

Имидж Китая в восприятии российского общества

Автор: 
Лю Юаньюань
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
298360
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение с.З
1 лава I. Формирование имиджа Китая в России на рубеже веков: истоки и источники
§1. Имидж как объект социологическою исследования. Позиция Китая по формированию своего имиджа с. 14
§2. Истоки формирования имиджа Китая в России с.32
§3. Эволюция общественного мнения о Китае с.45
§4. Трансформация представлений о Китае в современной России с.54
Глава И. Имидж Китая в российских приграничных территориях §1. Эволюция представлений населения приграничных территорий в отношении Китая с.64
§2. Общественное мнение как источник формирования региональной политики
с.77
Глава ПТ. Гуманитарные связи России и Китая — ведущее направление в конструировании имиджа двух стран
§ 1. Эволюция российско-китайского гуманитарного сотрудничества в период с 1991 года по настоящее время с.87
§2. Сотрудничество в С(|>ере культуры с. 113
§3. Двустороннее сотрудничество России и Китая в области образования и науки с. 119
Заключение с. 150
Список использованных источников и литературы с. 155
Приложен ия с. 164
Приложение 1 с. 164
Приложение 2 с.194
Приложение 3 с.203
Приложение 4 с.205
3
Введение
Актуальность исследования. Феномен взаимного восприятия символического образа государств, являющихся соседями по геополитическому, региональному пространству и связанных длительной историей многостороннего сотрудничества, социального взаимодействия и партнерства становится все более актуальной теоретико-методологической проблемой политической социологии, социологии международных отношений. Это восприятие во многом субъективно, но одновременно оно отражает состояние общественного сознания населения этих государств, далеко не однозначных реалий международных экономических, политических отношений. Российское и китайское сообщества связывают именно такие непростые отношения. Механизм социальной перцепции, включает восприятие событий, как происшедших в социально-исторической ретроспективе, так и способы знаково-символического воздействия современной коммуникации, средства массовой информации. Не менее важны каналы неформальной коммуникации, аккумулирующие опыт межкультурных контактов, осуществляющихся на уровне межличностного информационного обмена. Как институциональные, так и неформализованные способы социально-психологического реагирования на реальные ситуации влияют на трансформацию стереотипов восприятия «имиджа страны» в общественном мнении.
В эпоху глобализации, вследствие интенсификации международных экономических, политических, культурных контактов социологическое изучение представлений населения о зарубежных странах стало актуальной научно-исследовательской проблемой, имеющей большую теоретическую и практическую значимость, как для китайского, так и для российского сообществ.
Демократизация дала возможность населению, самым различным социальным группам использовать общественные и индивидуальные ресурсы
19
Имидж - англоязычное заимствование, получившее, как и многие другие термины современного международного политического и экономического лексикона, широкое хождение благодаря приобщению Китая к глобальному информационному пространству.
Существует множество определений имиджа и различных подходов к классификации типологии имиджей. Это многообразие, в основном, результат рассмотрения имиджа в различных контекстах - структурных, функциональных, предметных и других.
Имидж — это и «набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью»10, и « образ способный придавать явлению свойства и характеристики ему не присущи, превращать эти свойства и характеристики в главные радикально изменяя представления о нем» , и «восприятие вас другими людьми ... общая картина вашей личности в глазах окружающих12», и « обращенное вовне Я человека, так называемое его публичное Я»13, и «искусственно созданный теоретический конструкт, выполняющий инструментальную функцию и позволяющий концептуально сформулировать модель самопрезентации политика или организации»14 и т.д.
Понятие “имидж”, более узкое по сравнению с “образом”; оно определяет ту составляющую национального образа, которая формируется под воздействием направленных на его конструирование ресурсов и технологий, в первую очередь находящихся в непосредственном распоряжении заинтересованного государства. Адресатами таких инициатив могут быть изучающие язык, потребители искусства и деятели культуры, представители диаспоры, участники экономических взаимодействий и другие. Правильный выбор адресатов и механизмов во многом определяет успех имиджевых технологий и возможность эффективного использования в
10 Феофанов O.A. США - реклама и общество. М. 1974.
11 Имидж лидера: Психологическое пособие для политиков. М. 1974. C. 117
,J Ьерд Г1. Пролай себя! Тактика совершенствования вашего имиджа. С.11
,3 Почепцов Г.Г. Имидж & выборы. Киев. 1997. С.5
и Лдилова Л.Ф. Имидж лидера в современных политических практиках. Алматы. 2003. С. 127
20
качестве ресурса “мягкой мощи”. По мнению выдвинувшего это понятие еще п конце 1980-х годов американского исследователя Джозефа Пая, “мягкая мощь” проистекает из способности государства эффективно использовать распространение влияния и получения поддержки культурных ресурсов. В отличие от “жесткой мощи” - давления военными, экономическими или политическими средствами - “мягкая мощь” эксплуатирует привлекательный имидж страны и использует инструменты, которые создают такой имидж.
Однако целевая аудитория имиджевой политики ограничена в основном сообществами, которые вовлечены в различные формы взаимодействия с данным государством. В этом смысле имидж страны является наиболее динамичным, но отнюдь не единственным элементом ее имидж. Он складывается из бытующих представлений об особенностях поведения и мышления, с которыми ассоциируется национальный характер. А сами эти представления, как правило, черпаются из всемирно известных вершинных достижений национальной культуры и се духовного наследия. Но вместе с тем едва ли не в большей степени “внешний” образ страны выстраивается в результате освоения широких пластов культурного наследия, в том числе традиций культуры повседневности и бытовой культуры (кухни, элементов национального костюма, фольклорных традиций, народного художественного творчества) за се пределами. Представления о “национальном лице” государства и народа укоренены в ассоциациях, связанных с уникальным миром культуры повседневности.
Китай - одно из древнейших государств. За время своего существования оно продемонстрировало устойчивость и динамичность развития, и в связи с этим интересна та система политических, социальных и философских ценностей, которая определила характер и направление государственной идеологии.
В истории Китая традиции стали тем каркасом, на который нанизывались новые идеи и концепции, причем не в виде чистых новаций, а всего лишь как новый комментарий к уже известному и общепринятому.