Ви є тут

Маргинальность как проблема социологии

Автор: 
Кагермазова Светлана Борисовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1994
Артикул:
1000315235
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
СОДЕРЖАНИЕ Стр.
Введение * 3
Глава I. Становление проблемы маргинальности в социологии. II
1.1. Концепция маргинального человека Р.Парка-Э.Сто-унквиста............................................II
1.2. Пересмотр концепции Парка-Стоунквиста и дальнейшее развитие темы маргинальности в американской социологии 40-60-х годов. ........ 56
Глава 2. Проблема маргинальности в европейской социологии
и в России....................................... 98
2.1. Традиции изучения маргинальности в европейской социологии................................. * • • . 98
2.2. Тема маргинальности В отечественной литературе 120
Определение маргинальности ................................ 149
Литература................................................. 165
- 3 -ВВЕДЕНИЕ
Современный мир - мир расширения культурных контактов и смешения культур, расцвета мировой "суперкультуры", всевозможных столкновений этнических, классовых групп, мир сложных социальных процессов, что ведут к ломке и преобразованию всего устоявшегося и традиционного. Многие из современных социальных явлений носят болезненный, порой трагический характер, природа большинства мало изучена и представляя большой научный интерес, имеет существенное практическое значение.
Среди прочих особенностей и явлений современности заметное место занимает феномен маргинальности.
Актуальность теми исследования несомненна. Проблема маргинальности - одна из наиболее острых проблем. Повсюду в мире и в частности в нашем Отечестве социальные катаклизмы приводят к ситуациям, когда отдельные индивиды, группы и целые народы попадают в маргинальное положение, становятся маргиналами*. Бурные политические события последних лет привели к тому, что многие люди оказались оторванными от своей родины или стали чужими на земле, где они родились и выросли. Другие утратили привычную социально-классовую принадлежность и самосознание, оказались на границе двух социальных сил, двух культур и идеологий, оказались выброшенными за пределы благополучного и достойного человеческого существования. Часто крайнее, бедственное положение людей в материальном смысле сочетается с социальной неопределенностью их настоящего и будущего. Неопределенность или неустойчивость их гражданской, национальной,
* От лат. ■***<> - край, граница, предел.
- 15
что цивилизация еоть порождение столкновений рао и культур и, прежде всего, за счет их антагонистических различий. Во всяком случае, "совершенно точно, - пишет далее Парк, - что цивилизация, ... есть следствие контакта и коммуникации". По его мнению, решающими силами истории являются соревнование, конфликт и кооперация. А самими важными влияниями на ход социальной эволюции он считает миграцию и случайные коллизии, конфликты, влекущие за собой влияние людей и культур. При этом Парк ссыхается на и его "Индустриальную эволюцию", в которой, в
частности, говорится, что любое событие в культуре начинается непременно о нового периода брожения, что первые формы торговли и первые отрасли производства были миграционными и, что даже в наше время вое новое и еще непризнанное зачастую перемещается о места на место в поисках признания и поклонения. И это действительно справедливо: для зарождения чего-то нового в культуре как совокупности устоявшихся норм, традиций, ценностей необходим толчок извне хотя бы в виде демонстрации иных форм, ценностей, что вызвало бы, по крайней мере, движение критического восприятия или напряжение отторжения, что неизбежно привело бы хоть к незначительным изменениям. Даже внутреннее напряжение, обусловленное казалось бы сугубо имманентными факторами, при более тщательном анализе может показать, что были внешние воздействия, только не прямые, как при миграции или военном вторжении, а косвенные, заключающиеся даже не в поступлении какой-то информации в данное время, а в активизации и трансформации поступившей ранее информации.
Парк указал и на то влияние, которое миграции оказывали на расовый генофонд. По его доению, миграции "определяли расовые характеристики исторических народов". При этом он ссылался на
- 16 -
известного этнографе Гриффита Тейлора: "Вое учение этнологии показывает, что народы смешанных рас скорее правило, чем исключение".* Таким образом, благодаря миграции и контактам, в том числе и военным конфликтам, завоеванию одного народа другим, практически нет ни одной "чиотой" расы, каждая нация при рассмотрении оказывается в большей или меньшей отепени "разбавленной". В этом обнаруживается известный в этнографической среде феномен "исторического движения" и "это подчеркивает вся написанная история и устанавливает большая часть ненаписанной ис-тории, особенно диких и кочевых племен". Очень важным нам представляется то, что Парк обратил внимание на отставание изменений расы от изменений культуры: "Движения и смешения народов несут быстрые, неожиданные и часто катастрофические изменения в обычаях и привычках, за которыми в течение времени следуют как результат внутреннего выведения соответствующие моди-фикации темперамента и психики". Раосужхения Парка выходят к проблеме соотношения биологических и культурных факторов в процессе формирования психических качеств складывающегося народа. Он, по воей видимости, прав, когда говорит: "Пожалуй нет такого примера, когда расы жили вместе, находясь в близком контакте, диктуемом единой экономикой, и не производили в результате расовой соприкасаемости расовых гибридов".*
Однако, далее Парк выдвигает утверждение^ которым можно поспорить: "Изменения в расовых характеристиках, - пишет он, - и культурных чертах протекали на очень разных уровнях, и культур-
* Там же, с.884.
* Там же.
3 Там же.
* Там же, с.885