СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................3
ГЛАВА 1. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ШІФОРМАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ........................................14
1.1. Место средств массовой информации в институциональной системе современного российского общества..........................14
1.2. Средства массовой информации в системе социокультурных взаимодействий.............................................32
1.3. Реальные и потенциальные возможности средств массовой информации в формировании представлений и оценочных суждений индивидов..................................................47
ГЛАВА 2. ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТНО-ОЦЕНОЧНЫХ АСПЕКТОВ ЭКОНОМИКО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.....................................................68
2.1. Экономические отношения в представлениях и оценках населения России и волгоградского региона............................68
2.2. Изменение представлений и ценностных ориентаций граждан как основа развития политической институциональной системы.....87
2.3. Роль средств массовой информации в формировании отношения граждан к политическим и экономическим институтам.........108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................132
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................140
ПРИЛОЖЕЛЖЯ............................................158
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Последние двадцать лет в России ознаменовались стремительным изменением социальных институтов, системы ценностей, социально-экономических и политических условий жизни граждан. Коренные преобразования охватили не только объективную, но и субъективную стороны социальной действительности. При этом роль позиции населения к происходящим изменениям и их направленности трудно переоценить. История российского (советского) общества не однажды свидетельствовала о том, что отношение индивидов к процессам функционирования экономических, социальных, политических и духовных отношений может многократно усиливать или ослаблять поступательное развитие1.
Позиция индивидов их оценки выступают своеобразным срезом, формой выражения общества по актуальным вопросам его развития. В процессе взаимодействия индивидов не только проявляется (реализуется), уже сложившийся социальный порядок, но и формируются новые элементы социальной системы2. Поэтому способность того или иного социального субъекта формировать свое отношение к чему-либо может быть рассмотрена как потенциал, обеспечивающий не только стабильность социума, но и его преобразование. В этой связи важным представляется изучение факторов, влияющих на отношение индивидов, а также выяснение меры изменения бытующих в нем представлений, убеждений, ценностей и мотивов.
Традиционно средствам массовой информации отводится одна из ведущих ролей в данном процессе: наряду с государством, семьей, и образованием, СМИ относятся к сильнейшим агентам социального влияния
1 Тощенко Ж. Т. Метаморфозы современного общественного сознания: методологические основы социологического анализа // Социс. - 2001. — № 6. - С. 9.
2 Российская социологическая энциклопедия./ Под общей ред. Академика РАН Г. В. Осипова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М, 1999. - С. 357.
функция достижения целей - через политическую систему и функция поддержания образца - через систему поддержания институциональных культурных образцов45.
В рамках данного параграфа это функциональное расчленение важно для нас постольку, поскольку позволяет определить институциональную основу социальной системы. Очевидно, что ее составляют политические, экономические институты и институты «подержания культурных образцов».
На наш взгляд, «систему поддержания культурных образцов» образуют, прежде всего, институты, посредством которых осуществляется социализация. Авторы Большого толкового социологического словаря определяют социализацию как «модификацию поведения индивидуума в направлении соответствия требованиям социальной жизни»46. Это такие институты, как семья, школа, институт высшего образования и т. д. Средства массовой информации также выполняют функцию социализации.
Итак, исходя из парсоновского представления о структуре социальной системы (в данном случае общества), мы определили, что ее институциональную основу составляют политические, экономические институты и институты социализации. Каким образом включены в эту систему средства массовой информации?
Прежде всего, следует отметить, что в рамках данной работы СМИ рассматриваются как самостоятельный социальный институт. Учитывая
47
отсутствие единодушия по данному вопросу , остановимся на этом подробнее.
45 Там же, - С. 97.
46 Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. - М.: Вече, 2001.-Т. 2.-С. 221.
47 Так, например, Б. И. Кретов пишет: «СМИ не всегда и необязательно выступают инициаторами или субъектами изменений в сознании отдельных людей или социальных групп. Сами по себе средства массовой информации не являются ни инструментом разрушения, ни инструментом созидания и прогресса. Их позитивная или негативная роль обусловливается тем, какими именно социальными силами и с какой целью они используются». В таком случае роль СМИ сводится лишь к посредничеству, и массмедиа выступают звеном в системе других институтов. В частности, политических и экономических институциональных систем. См.: Кретов Б. И. Средства массовой
Как следует из определения, социальный институт - это «исторически сложившиеся формы организации и регулирования общественной жизни, обеспечивающие выполнение жизненно важных для общества функций (выделено мной, - М. К.), включающие совокупность норм, ролей, предписаний, образцов поведения, специальных учреждений, систему контроля»48.
Другое определение гласит: «социальные институты — специальные учреждения, системы ролей и норм, профессиональные группы, обеспечивающие реализацию функций, объективно необходимых для существования и развития социальных общностей или общества в целом»*9.
Как видно, в основе обоих определений лежит функциональность института. Основная функция СМИ, потребность в реализации которой и вызвала к жизни первую газету, - это коммуникативная функция. В ходе институализации отношений при реализации индивидами данной функции средства массовой информации обрели ряд характеристик, присущих любому социальному институту50.
Во-первых, появилось четкое распределение функций, нрав и обязанностей участников институционального взаимодействия. Работники СМИ с одной стороны и аудитория - с другой, действуют в соответствии с определенными правилами. Первые производят информацию (добывают, обрабатывают, транслируют), - это их функция, закрепленная должностными обязанностями. Вторые потребляют информацию, имеют право на ее предоставление и на выбор способа ее получения.
коммуникации - элемент политической системы общества // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 1. - С/ 108.
48 Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Редактор-координатор - академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Изд-во НОРМА - ИНФРА-М, 2000 - с. 105.
19 Словарь прикладной социологии / Составитель К. В. Шульга. — Минск, 1984. -С. 191.
50 См.: Словарь прикладной социологии / Сост. К. В. Шульга. - Минск, 1984. -С. 191
- Київ+380960830922